Прочитав в газете "Постимеэс" от 2 мая статью "Почему Солдат покинул Тынисмяги" и выслушав выступление Ансипа, я не могу с ними согласиться.

Наше правительство, игнорируя позицию городских властей, опирающихся на мнения участников "круглого стола" по проблеме Бронзового солдата и пренебрегая высказываниями многих других местных и зарубежных деятелей и организаций, вопреки здравому смыслу в преддверии праздника Дня Победы по-воровски оскорбило память воинов, отдавших свои жизни за освобождение мира от коричневой чумы. Это место было долгие годы священным для всех, кто чтил память воинов, пожертвовавших жизнью, чтобы мы с вами сейчас жили, а не ради того, чтобы Эстонию и другие освобожденные страны захватила коммунистическая диктатура.

Я в Эстонии живу с 4 ноября 1948 года. Приехал сюда не по своей воле. Привезли меня в составе воинской части, которая восстанавливала судоремонтные заводы и ремонтировала корабли. В Таллинне было много бараков: в Карьямаа, Пельгуранне, Копли, на Ласнамяэ, Пальясааре, в Лиллекюла и в других местах. В них жили люди, которых по вербовке привезли в Таллинн для восстановления разрушенного. Несмотря на послевоенные трудности, люди не только восстанавливали заводы и фабрики, но и строили дома, школы, больницы, детские сады, ясли, спортивные сооружения и другие объекты.

Несмотря на то, что русские не знали эстонского, а эстонцы русского языка между нами никаких недоразумений не возникало. Мы работали вместе и понимали друг друга. На Певческие праздники, демонстрации, мотогонки и другие мероприятия выходили вместе, не делились по национальному признаку.

В школах и вузах учились на своих языках, без "погружений", т.к. в эстонских школах были уроки русского языка, а в русских — эстонского. В школах учились бесплатно. В больницах и поликлиниках лечились тоже бесплатно, правда, не так хорошо, как сейчас.

В Таллинне строили много. За время "советской оккупации" в Таллинне было застроено четыре района: Пельгуранна, Мустамяэ, Ыйсмяэ, Ласнамяэ. Перед Олимпиадой-1980 в Таллинн снова из всех республик приехали коллективы добровольцев возводить олимпийские объекты. За короткий период были построены горхолл, телебашня, гостиница "Олимпия", Главпочтамт, Олимпийский центр парусного спорта "Пирита", аэропорт, плавательный бассейн, проложена новая дорога от "Русалки" до Пирита и т.д.

Но вот появился "историк" Лаар, который начал писать историю на свой лад. День освобождения Таллинна стал днем траура и скорби, Бронзовый солдат стал памятником оккупантам, хотя Таллинн был освобожден соединениями Эстонского стрелкового корпуса, а люди, которые восстановили заводы и фабрики и построили в Таллинне четыре жилых района, стали "мигрантами", "оккупантами", а одновременно "соотечественниками" президента только без отечества и гражданства. Людей разделили по диаспорам, на своих и чужих, на хороших и плохих. Людей разделили на два противоборствующих лагеря. К историку Лаару присоединился борец за права человека в Белоруссии Михкельсон, который не видит, что в Эстонии больше ста тысяч человек живут без гражданства и без прав. С прошлого года к этим господам присоединился Ансип, которому Бронзовый солдат и красные гробы не давали спать ночами и напоминали о советской оккупации. Почему-то он не вспоминает о подвигах воинов Эстонского корпуса, а вспоминает "борцов с коммунистами", хотя сам был в этой компании.

К Бронзовому солдату 9 Мая каждый год приходили не только воины Эстонского стрелкового корпуса, но и люди, у которых погибли родные и близкие, чтобы возложить цветы, поставить свечу и помянуть погибших, а вовсе не напиться и помахать красными флагами, как кое-кто сейчас утверждает.

Мне стыдно за то, что так в Эстонии вспоминают о тысячах воинов Эстонского стрелкового корпуса, погибших в боях, стыдно за эстонское правительство, за то, что происходило вокруг Бронзового солдата, за то, что разделили людей на два противоборствующих лагеря.

Сейчас много пишут о том, что натворила "советская оккупация", сколько человек было арестовано, депортировано и выслано в Сибирь и в другие места. Это правда. Но никто почему-то не пишет о том, что было при немецкой оккупации. Я хотел бы, чтобы люди знали, что в то время в Эстонии было более 20 лагерей смерти ( их тогда называли "трудовыми воспитательными").

В этих лагерях работали воспитателями полковники буржуазной Эстонии Соодла Йоханнес, Майде, Кург, майор Мереайн, капитаны Юристе Юхан, Линас Карл, один из руководителей МВД буржуазной Эстонии Ангелус Оскар, помощник военного прокурора Треуфельд, посол Пятса в Париже Элик Оскар, комиссары политической полиции Викс Эрвин, Лепик Роланд, агент Миксон Эвальд, министр юстиции Райд, бывший ректор Тартуского университета Кант Эдгард, который перед бегством за границу 18 сентября 1944 г. ограбил сейф Тартуского университета, забрав ценности, которые более столетия принадлежали университету; и много других, убежавших за границу. Эти воспитатели за три месяца освободили Эстонию от еврейской национальности и об этом доложили фюреру. За три года при их содействии было уничтожено более 125 тысяч без суда и следствия не только военнопленных, но и граждан из других стран Европы и неугодных им соотечественников, стариков и детей (половина из них эстонцы). Были расстреляны художники Аркадий Лайсо, Андрус Йохани, писатель Йоханнес Рувен, профессоры Клейман Артур-Тыэлайд и Рубель Пеэтер, директор школы Эдуард Пютсеп и многие другие.

Кроме того, многие из эстонских лагерей были отправлены в другие лагеря и на работу в Германию.

Так что хватит демагогии. Хватит поиска виноватых. Хватит делить людей по национальному признаку на наших и чужих, на хороших и плохих.

Поделиться
Комментарии