Печальный юбилей

Финансовый директор Kreenholm Айвар Мельдерс смотрит в будущее без особого оптимизма.

"Газ подорожал на 40 процентов, вода на 47, зарплаты выросли на 15 процентов, — описывает он ситуацию. — Это значит, что себестоимость наших тканей заметно вырастет, а вот покупатели вряд ли захотят платить за них больше — ведь на рынке полно дешевого китайского товара".

Бизнесмен признал, что замороженная в течение последних двух лет зарплата работников Kreenholm не отвечала нынешним потребностям людей.

"Однако именно сравнительно низкая зарплата помогала нам сохранять стоимость продукции на приемлемом для покупателей уровне и держать предприятие на плаву, — отметил он. — Теперь мы повышаем зарплату, однако вынуждены сокращать работников".

Мельдерс не смог сказать, обсуждали ли владельцы Kreenholm возможность перевести производство куда-нибудь в Азию, отметив лишь, что возможны любые варианты в зависимости от того, как будет развиваться ситуация.

"Нам исполняется 150 лет, мы пережили многие, когда-то очень известные эстонские предприятия вроде Kommunaаr, Dvigatel, Ilmarine, Volta, однако сейчас ситуация меняется не к лучшему, — добавил он.

Продавец моды

А вот швейное предприятие Baltika чувствует себя в нынешней ситуации вполне уверенно, поскольку умудрилось найти "эстонскую Nokia" в моде местных дизайнеров.

Сейчас одежду ведущих эстонских дизайнеров, сшитую нашими швеями, продают в более чем ста магазинах Эстонии, Латвии, Литвы, России, Украины, Польши, а к концу будущего года их количество планируется довести до 160-180. Baltika ставит себе цель стать ведущим продавцом моды в регионе Центральной и Восточной Европы. Коммерческий успех предприятия руководство предприятия объясняет удачной идеей "продавать моду" и удачной системой управления, которая контролирует весь процесс создания моды — от разработки коллекций до розничной торговли.

Эстонские бренды от Baltika практически ежегодно получают дизайнерские премии на местных и международных конкурсах. В нынешнем году предприятие стало финалистом конкурса European Business Awards 2007 в категориях "Стратегия роста" и "Предприятие года".

По словам директора проектов по СНГ Бориса Лойфенфельда, все производство Baltika сосредоточено в Эстонии, за ее пределами расширяется лишь продажа.

"У нас свои традиции обучения кадров и контроля качества, которые трудно перенести на "новую почву", — поясняет Лойфенфельд.

Нужно дорого продать

По мнению профессора экономики Тартуского университета Янно Рейльяна, швейные и текстильные предприятия сегодня не случайно оказались в разных ситуациях.

"Все дело в прибавочной стоимости, — поясняет ученый. — У тех, кто шьет готовую одежду, эта стоимость выше, а значит — затраты на заработную плату и другие производственные расходы не играют такой большой роли, как у текстильщиков".

Рейльян считает, что та же Baltika вполне способна сохранить сравнительно дорогое производство и в Эстонии, поскольку продукция этого предприятия ценится покупателями, которые готовы платить за нее большие деньги.

"Они же торгуют не тканью, а брендом, и при удачной "раскрутке" его можно продавать за любые деньги", — говорит он.

А вот что касается того же Kreenholm, то здесь экономист весьма пессимистичен — он подозревает, что в конце концов шведским хозяевам придется закрывать фабрику в Нарве и переводить производство в страну с более дешевой рабочей силой. Как уже сделали некоторые эстонские предприятия.

"Те инвесторы, которые пришли в Эстонию в расчете на дешевое производство, могут паковать вещи, поскольку эти времена прошли, — добавил Рейльян. — Я думаю, что в результате закроется далеко не одно предприятие".

Дурные деньги

Мельдерс уверен, что его предприятие, как и многие другие в Эстонии, стало жертвой нынешней экономической политики, при которой шведские банки в стремлении заработать побольше прибыли "надувают" страну дешевыми и доступными деньгами.

"Жилье стоит неимоверных денег, люди залезают в долги, а затем требуют повышения зарплаты, чтобы отдавать кредиты, — так бизнесмен оценивает нынешнее положение дел. — В результате предприятия, которые производят реальные товары, оказываются в очень сложном положении, поскольку вынуждены поднимать цену на свою продукцию, которая в результате не выдерживает конкуренции".

По мнению Мельдерса, помимо банкиров хорошо сейчас в Эстонии себя чувствуют в основном торговцы и производители продуктов питания.

Рейльян считает, что нынешняя ситуация в экономике не может сохраняться длительное время.

"Жилищный бум кончится, в строительстве и других сферах начнутся сокращения, заработная плата и цены стабилизируются, вопрос только в том, кто в результате окажется в выигрыше, а кто проиграет, — описывает экономист обозримое будущее. — Остается только надеяться, что процесс пройдет наименее болезненно".

Поделиться
Комментарии