Вполне понятно, что не всем такая обязаловка по душе. В Интернете появилось открытое письмо к общественности ЭР, в котором выражается протест против дискриминации отдельных конфессий и насильственной популяризации лютеранства.


Сотни подписей "против"

"Главная причина, почему необходимо было составить такое письмо, — это предложение премьер-министра преподавать в школах религиоведение", — рассказал "Вестям" главный составитель письма Мартин Вяллик. Он вполне доволен реакцией на обращение.

В петиции отмечается намерение властей навязать преподавание религиоведения в школах, а также то, что своим поведением власти показывают преимущество лютеранства перед другими конфессиями. Говорится в письме и о том, что в Эстонии нарушаются права верующих — например, в армии. Авторы письма обращают внимание, что все это ведет к созданию у нас государственной религии (лютеранства), а значит, власти нарушают положения Основного закона.

Глава Общины приверженцев коренных эстонских верований Maavalla Koda Ахто Каазик уверен, что общественности давно пора было обратить внимание на некорректное поведение властей. "Все проблемы, которые мы описали в своем письме, действительно существуют: власти ущемляют права многих граждан", — рассказал он "Вестям". По словам Каазика, можно было привести даже больше доказательств и аргументов, но составление письма было организовано плохо, а поэтому получилось то, что получилось. Сейчас к петиции присоединились больше 1600 человек, но старейшина общины считает, что могло бы быть и больше. Тем не менее Каазик считает хорошим признаком, что свои подписи под обращением поставили известные люди, например, Яан Каплинский, бывший министр образования Тойво Майметс и многие ученые и деятели культуры.

А вот исполнительный секретарь Эстонского совета церквей Тауно Тедер говорит, что никто не собирается создавать у нас государственную религию, а просто кому-то выгодна шумиха вокруг петиции Вяллика. Он заявил, что ни одна из десяти конфессий, входящих в Совет, не поддержала имеющуюся в письме критику.

Тем не менее всем аргументам, которые приводит Вяллик, находится подтверждение.


Лютеранство — в массы? В программе развития теологического факультета Тартуского Университета указано, что помимо всех степеней высшего теологического образования здесь можно выучиться на преподавателя Закона Божьего в школе. В программе не говорится прямо, однако подразумевается, что учителя эти в основном будут лютеранами. Среди главных работодателей для выпускников факультета перечислены Министерство образования, Министерство обороны и Эстонская евангелистская лютеранская церковь. Заметим, что в стенах ТУ готовят преподавателей также и для большинства семинарий Эстонии. Напрашивается вывод о том, что опасения составителей петиции вполне оправданны.

Интересный факт: в той же программе развития сказано, что университет готовит капелланов для Сил обороны. И отдельно отмечено, что спрос во много раз превышает предложение. Мол, приходите, учитесь, идите "служить" в вооруженные силы: вас там ждут не дождутся. Но так ли это на самом деле?

Отслуживший в рядах лютеранизированной эстонской армии православный Олег рассказывает: "Лютеранский капеллан был на всех сборах и праздниках, а что делать, если во время службы я хочу пойти к православному духовнику?" Олег задавал этот вопрос командирам, однако ответа не получил. Более того, солдату посоветовали больше с такими претензиями к начальству не обращаться. "Одно дело, когда в армии надо говорить только на эстонском — это ведь наш государственный язык, а другое дело, когда надо присутствовать на лютеранском богослужении, хотя официальной государственной религии у нас нет", — говорит политически и религиозно подкованный студент, недавно еще рядовой Сил обороны.


Служим в армии, на флоте и в тюрьмах

Сейчас капелланы служат в армии, на флоте и в тюрьмах. Однако планы Совета церквей идут еще дальше. Есть идея создать службу капелланов также в полиции, в больницах и при различных коммуникационных центрах, например, при аэропортах и вокзалах. Какого вероисповедания будут эти священнослужители, не указано.

В уставе Совета церквей говорится, что, в частности, военнослужащие не должны против своей воли присутствовать на богослужениях. Исключение составляют официальные парады и поминальные службы. Но член Конституционной комиссии Роберт Лепиксон подтверждает, что чаще всего подобные мероприятия носят обязательный характер и проходят под присмотром лютеранского духовника. Куда в таких случаях девается хваленое равноправие?

Не секрет, что наш крещеный в православие президент и члены правительства ходят на официальные праздничные службы тоже в лютеранскую церковь. А тут еще и религиоведение собрались преподавать в нашей, заметим, многонациональной и многоконфессиональной стране.


Страсти по религиоведению

Подписавшийся под петицией социолог Ааре Каземетс считает, что не стоит вводить религиозное обучение в обязательную программу. В школу ходят ученики разного вероисповедания и уровня религиозного образования, так что такие уроки не наведут порядок в подростковых головах и не сделают их ревностными христианами. Но знания о различных религиях и верованиях мира были бы очень полезны. "Рассказывать о высших духовных силах надо в программе истории культуры, литературы или физики", — добавляет он.

Член комиссии Государственного центра экзаменов и квалификации по составлению программы предмета религиоведения и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Эстонской православной церкви Московского патриархата отец Игорь Прекуп придерживается того мнения, что преподавание религиоведения в школах было бы очень полезно. Это помогло бы восполнить огромный культурный пробел, который образовался за годы советского безверия. Отметим, что сам отец Игорь преподает философию и христианскую этику в Таллиннской Ласнамяэской гимназии и в Маардуской гимназии.

Он рассказал "Вестям", что, оказывается, во всех странах Европы в школах уже есть этот предмет. Его преподают конфессионально (как в религиозных учебных заведениях) и неконфессионально (как в светских школах). Но те, кто не хочет его посещать, имеют право выбрать альтернативный предмет, чаще всего этику.

"В общем, культурологическом курсе религиоведения, по идее, больший удельный вес должно иметь христианство, но не намного. На мой взгляд, могло бы быть и больше, поскольку именно на основе христианства европейские народы выросли из варварского состояния", — объясняет Прекуп. По его словам, в рамках этого предмета ученика хотят ознакомить с культурными корнями Европы, не обращая его ни в какую определенную веру.

Отец Игорь считает, что религиоведение необходимо преподавать на основе какой-то определенной культурной традиции. "Ключ — язык обучения, который сам по себе — продукт определенной культуры; отсюда: религиоведение должно опираться на конкретную духовную традицию, сформировавшую культуру, представляемую языком обучения", — разъясняет он.

Исходя из этого, получается, что логично преподавать религиоведение в русскоязычных школах на основе именно христианства, еще точнее — православия. Но стоит заметить, что не во всех наших так называемых "русских" школах учатся исключительно русские или православные дети. Вот, к примеру, русскоязычная Таллиннская еврейская школа и вовсе не имеет к христианству никакого отношения. Но так как в ней ведется обучение по программе Министерства образования Эстонии и Израиля, то изучение традиций и основ религии входит в обязательную программу, да и родители, отправляя своих детей в такую школу, заведомо согласны на такое специфическое обучение.


Ударим верой по бескультурью

Владимир Вельман, заместитель председателя фракции Центристской партии в Рийгикогу, считает, что подобный предмет лучше давать в программе истории или культуры, но не отдельно. "Вопрос только в том, что Министерство образования должно подготовить хорошую методику преподавания, чтобы информация была удобоваримой и полезной для учеников", — замечает он. Вельман отметил также, что не видит трагедии или угрозы Основному закону государства в том, что члены правительства и православный президент ходят на праздничные службы в лютеранскую церковь. Он говорит, что сам православный, но не считает для себя проблемой зайти в мечеть, синагогу или лютеранский собор.

Более резко и негативно высказался Лепиксон. Он заявил, что считает массовые походы нашего правительства и президента на праздничные лютеранские службы нарушением Основного закона. "В Конституции сказано, что в Эстонии нет официальной государственной религии, но они своими действиями нарушают закон", — говорит парламентарий. Лепиксону не нравится и то, что рядовых эстонской армии наставляют на путь истинный исключительно лютеранские капелланы. Более того, он убежден, что не нужно у нас никакое религиоведение, потому что в школьной программе и так слишком много предметов.

"Я отношусь очень негативно к планам преподавать религиозные предметы нашим детям еще и потому, что у нас нет подходящих учителей, а пасторы и священники, если их отправить в школы, безусловно, начнут насаждать каждый свою веру: тогда ни о каких демократических свободах не может быть и речи", — поделился своими переживаниями Лепиксон. Он придерживается распространенного убеждения, что о религии нужно рассказывать на уроке истории в связи с теми событиями, которые она "провоцировала": будь то конфликты на религиозной почве, крестовые походы, завоевания или обращение народов в другую веру.


Народники и Совет  — "за"

Эстонская христианская народная партия, понятно, выступает за введение религиоведения в школах. Это является одним из ее программных положений. Председатель партии, Альдо Вихкель, сказал нам, что основы религиозных знаний школьникам необходимы, потому что в Эстонии люди вообще мало разбираются в вопросах веры. По его мнению, это помогло бы вывести страну из этического кризиса.

"Кстати, никто ведь не протестует против официальных праздничных приемов в лютеранских церквях, но почему-то у людей сложилось впечатление, что разные конфессии соперничают и конкурируют между собой", — недоумевает Вихкель. Тем не менее, он не объяснил, почему же все-таки богослужения "на государственном" уровне проводят лютеранские священники.

Тедер из Совета церквей подтвердил, что они занимаются разработкой предмета религиоведения для общеобразовательных школ и что программа будет в основном опираться на христианство. По его словам, нельзя говорить о том, что в Эстонии формируется государственная религия, потому что у нас едва ли не самое либеральное государство в Европе. "Если человек найдет себе еще 11 единомышленников, то он может с ними организовать церковный приход", — доказывает демократичность нашего государства исполнительный секретарь Совета.


Вертеп для лютеран

Рождество будут праздновать все христиане: кто-то по новому стилю, кто-то — по старому. Но некоторые христианские конфессии не перестают спорить даже во время этого светлого праздника.

Темпераментные итальянские верующие пропагандируют свой "католический ответ лютеранам с их елкой": вертеп, или рождественские ясли, рядом с которыми разыгрываются сценки из Библии, связанные с рождением Христа. Добавим, что соперничество лютеранской елки и католических ясель идет из глубины веков и всегда было вопросом престижа. Это соревнование, к счастью, не привело к кровопролитию или поджиганию елок. Зато в результате строительство вертепов превратилось в настоящее искусство.

В Ирландии спор католиков и протестантов стал совсем не по-христиански жестоким. Разногласия часто выливаются в массовые беспорядки. Католики забрасывают шествия братьев-христиан самодельными бомбами и камнями. Лютеране тоже в долгу не остаются: они грозят осквернить католические кладбища. И это только единичные примеры. Но согласитесь, такой спор не на жизнь, а на смерть в современном обществе попахивает враждой языческих племен.

Интересно, к чему приведет наше местное религиозное противостояние?

"Хочется надеяться, что политики обратят внимание на проблемы веры, потому что они — не пустой звон, но пока никто особо не углублялся в них", — говорит Каасик. Никто не спорит: у нас светское государство со свободой вероисповедания. На деле же получается не совсем так. Власть предержащим, видимо, не до этого, и призывы к равноправию религий остаются гласом вопиющего в пустыне. А верующим, с которыми не считается наше государство, наверное, остается уповать только на Бога.

Поделиться
Комментарии