Вместе со своим коллегой Густавом Кальмом Сандра основала некоммерческую организацию ”Новая русская культура в Эстонии” и ставит своей задачей сближение русскоязычной и эстоноговорящей молодежи страны. Сандра рассказала Delfi, как она хочет это осуществить.

”Мои родители учились в Тарту: отец — на физика, мама — на экономическом, так что я не из творческой семьи. Я получила степень бакалавра в Эстонской художественной академии по специальности графический дизайн, и сейчас продолжаю учебу там же в магистратуре на моде”, — коротко рассказывает о себе 29-летняя художница.

Почему вы решили получать образование именно в области искусства?

Дизайн, будь то дизайн сайта или платья — это услуга, поэтому я бы не сказала, что образование у меня в области искусства, хотя какие-то предметы, связанные, например, с историей искусства, дизайнерам преподают.

Кто ваши любимые художники?

Мои ровесники, с которыми у нас гораздо больше общего, чем с художниками предшествующих поколений, и творчество которых мне близко и понятно. Из-за того, что ввиду своей специальности я очень много времени проводила за компьютером и в интернете, именно там началось мое знакомство с современным искусством, поэтому и мои любимые художники — представители молодого поколения, для которых интернет — такая же естественная среда обитания, как для кого-то город, а когда-то — лес.

Среди этих пост-интернет художников есть и наша бывшая соотечественница Катя Новичкова, проживающая сейчас между Амстердамом и Берлином.

Также советую обратить внимание на Егора Крафта, с выставки новых работ которого мы начнем проект ”Новая русская культура в Эстонии” — UVKE, Uus vene kultuur Eestis — этой весной в галерее Рундум.

К какой общине вы себя причисляете — эстонской или русской?

Как русской, живущей в Эстонии, мне предоставлена уникальная возможность быть на короткой ноге как с эстонцами, так и с русскими в Эстонии, России и за рубежом.

Много говорится о раздробленности русской общины в Эстонии и ее неспособности сплотиться. Так ли это? В чем ее проблемы, на ваш взгляд?

Мне кажется, было бы круто, если бы люди перестали группироваться по национальному признаку.

Что навело вас на мысль создать проект "Новая русская культура в Эстонии"?

Во-первых, отношение в Эстонии к русским и соответственно к русской культуре как к чему-то реакционному и скучному, отожествление с советской культурой. На самом деле, интересные вещи происходят не только на Западе, но и на Востоке, и ввиду исторических причин, они могут быть здесь более близки и понятны.

Во-вторых, через знакомых ли, или по каким-то иным каналам, я открыла для себя прекрасных музыкантов, художников и писателей из России, творчество которых уже начинает приобретать мировое признание, но ввиду вышеперечисленных причин, совершенно неизвестно в Эстонии, и мне хочется исправить такое положение вещей.

Помимо уже упомянутых Егора и Кати, из художников можно отметить также Евгения Антуфьева, Азу Шейд, из дизайнеров — Протея Темена и группу SILA, из музыкантов — Art Crime, Lapti, OL, Holographic Internet. Знакомство с этими ребятами будет безусловно полезно и интересно местным любителям искусства вне зависимости от их национальной принадлежности. Организовывать эти встречи — одно из главных направлений деятельности проекта ”Новая русская культура в Эстонии”.

А происходит ли что-то интересное в русской культуре и искусстве Эстонии?

Конечно, что-то происходит, но именно среди молодежи — в меньшей степени, потому что молодые талантливые люди, особенно в русскоязычной среде, часто покидают страну. Из тех, кто хотя бы время от времени живет в Эстонии — прекрасный музыкант Алина Астрова, скрывающаяся под псевдонимом Inga Copeland и уже добившаяся мировой известности в составе группы Hype Williams.

Так кому и чем может быть полезен ваш проект ”Новая русская культура в Эстонии”?

UVKE создан, в первую очередь, с мыслями о русскоязычной молодежи в Эстонии, ведь именно они острее всего ощущают проблему национальной самоидентичности. Важная особенность планируемых проектов — позиционирование русскоязычной молодежи Эстонии не как пассивного субъекта, который нужно интегрировать — читай: ассимилировать — a как ключевой фигуры в налаживании контактов между творческой молодежью из Эстонии и России.

Поделиться
Комментарии