Статистика мародерства "бронзовой ночи" гласит, что в Пыхьяской окружной прокуратуре подозреваемыми были признаны 427 человек, а в Вируской окружной прокуратуре — 43. В то же время по данным прокуратуры видно, что более чем в половине случаев (267) производство было прекращено, так и не дойдя до суда. Ситуация в Вируской окружной прокуратуре аналогична — там в суд были направлены дела 30 подозреваемых из 43. В 13 случаях производство было прекращено.

На сегодняшний день суд принял решения в отношении 96 лиц, 22 из них родом из Ида-Вирумаа. Реальная мера наказания была назначена 6 лицам, частично условное наказание — 13. Под частично условным наказанием подразумевается, что часть наказания человек проводит в заключении, а остальное время является условно осужденным. Остальные подсудимые были приговорены к условному заключению, денежному штрафу или общественно-полезным работам. Большинство уголовных дел попали в суд в порядке компромиссной процедуры. Лишь в тех случаях, если человек уже ранее наказывался в уголовном порядке, прокуроры требовали применения в его отношении реальной меры наказания.

100 платят за 1000

В апреле прошлого года премьер-министр Андрус Ансип говорил, что молодежи не стоит начинать свою взрослую жизнь с пятилетнего тюремного заключения. Президент Тоомас Хендрик Ильвес обещал, что мародеров поймают, их вину быстро докажут, а наказание будет неотвратимым и строгим. Опытный оперативный работник, министр внутренних дел Юри Пихль особо ничего не обещал, так как знал, что премьер-министр и президент не представляют судебную власть Эстонии.

Если сравнить громкие заявления президента с судебной статистикой, можно прийти к выводу, что во время "бронзовых ночей" в Таллинне мародерствовало менее ста совершеннолетних вандалов, которые невероятно эффективно разгромили город.

В отношении почти пятидесяти несовершеннолетних было применено наказание в виде общественно-полезных работ или же дела были направлены в Комиссию по делам несовершеннолетних. Представители прокуратуры говорят, как важно осознавать, что для молодого человека означает уголовное наказание. Например, могут последовать проблемы с поиском работы, поступлением в высшее учебное заведение и выездом за границу.

В реальности активное участие в беспорядках приняло явно больше сотни людей. В интернет-энциклопедии "Википедия", например, говорится о полутора тысячах участников: "Вечером 26 апреля и в ночь на 27 апреля около 1500 человек организованно мародерствовали и грабили магазины, киоски, места общественного питания и развлекательные места в центре Таллинна. Травмы получили 44 митингующих и 13 полицейских. В ходе погромов происходили и разборки между участниками беспорядков, в результате чего, по крайней мере, двое русских получили колотые раны, один из них позднее скончался в больнице. Задержано было более 200 человек. По предварительным оценкам материальный ущерб составил 20 миллионов крон". По данным газет в беспорядках приняли участие не менее тысячи человек, также присутствовало приблизительно столько же зевак и т.н. пассивных сопереживающих.

Остается заключить, что грехи "приблизительно тысячи" участников беспорядков будут свалены на "приблизительно сотню" попавшихся. Если говорить о материальном ущербе, то Министерство финансов представило внесудебные требования о возмещении ущерба 43 лицам на общую сумму 586 284 кроны. На сегодняшний день 17 человек возместили всего 14 095 крон. Чиновники не сообщают народу, с кого будет истребована оставшаяся сумма, превышающая 24 миллиона крон.

Наказан строже других: Вячеслав

На сегодняшний день, когда в суде рассмотрено более 90% дел "бронзовой ночи", остается заключить, что никому из подсудимых не было назначено обещанное премьер-министром Ансипом пятилетнее заключение. Самое строгое наказание было назначено ранее судимому 19-летнему Вячеславу, который должен был провести за решеткой два года и четыре месяца. Согласно обвинению, Вячеслав принимал участие в массовых беспорядках и украл в R-киоске на Пярнуском шоссе два ящика воды Evian, блок сигарет и сладости.

От киоска Вячеслав направился обратно по направлению к площади Вабадузе и по пути разбил ногой витрины магазина Spanish Corner. Перед задержанием он успел еще разбить стекло павильона на остановке в начале Нарвского шоссе.

В среднем сроки заключения составляют не более четырех-пяти месяцев.

Хотя практически все дела уже рассмотрены судом, решения ожидают лица, разгромившие бар Woodstock (всего 10 подозреваемых). Также до суда должно дойти дело о гибели Дмитрия Ганина — в его избиении прокуратура подозревает в общей сложности 14 человек. Также в процессе рассмотрения находится дело организаторов апрельских беспорядков: на скамье подсудимых сидят Марк Сирык, Дмитрий Линтер, Максим Рева и Димитрий Кленский.

Поспособствуют ли мягкие приговоры порядку или наоборот? Международно известный политолог Ийви Массо говорит, что, принимая во внимание вероятные мотивы участников беспорядков и опираясь на европейский опыт, можно сказать, что такое отношение, скорее, принесет вред.

Ийви Массо: вопрос в субъективной ненависти

"Мягкие наказания основываются на идее, что насилие является ответом на притеснение, неблагоприятную ситуацию в обществе, дискриминацию. Вандалов наказывают как обиженных детей: мол, они же не виноваты, что им плохо живется, насилие — это всего лишь симптом. Наказывающий старается не расстроить ребенка еще больше", — говорит Массо.

Если же мотив вандалов, скорее, субъективный, а не социологический, т.е. причина в их идеологическом противостоянии обществу, а не в отношении общества к ним, то легкое наказание указывает на слабость этого презираемого "врага". Массо считает, что такой подход показывает, что насилие окупается. "Я считаю, что в данном случае, как и в случае с исламскими экстремистами Европы, вопрос именно в такой субъективной ненависти. В случае мягких наказаний такая ненависть никуда не денется (что подтверждает и интервью Дмитрия Линтера финскому телевидению, где он сказал, что планирует воспитывать своих сыновей в духе мести только за одно то, что полиция вообще привела его на допрос). Такие люди понимают только язык насилия. Серьезное наказание может и не заставить их задуматься, но мягкое наказание уж точно не поможет", — утверждает Массо.

Ийви Массо выступит на форуме "Гражданский мир", который пройдет 26 апреля в Таллинне.

Один из известнейших психиатров Эстонии Анти Лийв с Массо не согласен. Он утверждает, что мягкие наказания скорее поспособствуют душевному здоровью общества, чем наоборот.

"Когда помилуют человека, которого, фигурально выражаясь, могли казнить, это указывает на силу государства. Царская Россия, например, была настолько в себе уверена, что даже Ленина, который многократно бежал из ссылки, не казнили, хотя он был рецидивистом, и казнь была бы вполне оправдана. Эстонское государство может позволить себе продемонстрировать, что вполне достаточно, если в биографии некоторых деятелей будет поставлена галочка", — утверждает Анти Лийв.

Юхан Кивиряхк: лучше потребовать возмещения ущерба, чем отправить в камеру

Социолог Юхан Кивиряхк вспоминает, что в последние годы в эстонской пенитенциарной политике можно было заметить либеральные течения, уменьшение числа тюремных заключений и преждевременное освобождение заключенных. "Уже в прошлом году слова премьер-министра Ансипа о пятилетних сроках заключения казались анахронизмом. Если человек стал причиной заметного материального ущерба, разумнее было бы потребовать его возместить, а не отправлять его за решетку", — считает Кивиряхк.

Кивиряхк также считает вполне понятным разное отношение к впервые нарушившим закон и к повторным нарушителям. Очень многие, принявшие участие в беспорядках, ранее закон не нарушали — они нарушили общественный порядок впервые, попав под влияние психологии толпы. Суд поступил бы крайне неверно, если бы слишком строго наказал впервые оступившихся людей. В ту ночь многим было сложно сохранять холодный рассудок.

Кивиряхк также повторил аргумент Анти Лийва о том, что отношение "с пониманием" и, в случае необходимости, прощение проступков является признаком силы, а не слабости. "Пытаясь заставить уважать себя, демократическое государство должно не ставить на силу, а опираться на трезвый рассудок, мудрость и умение принимать в расчет ожидания и позиции различных групп населения. Я и правда считаю, что чрезмерно строгие наказания не помогут примирению и укреплению интеграции", — говорит Кивиряхк.

Только факты

Назначенные судом уголовные наказания: Реальные меры наказания были применены в отношении шести человек.
Частично условное наказание было применено в отношении 13 человек (т.е. часть заключения лицо проводит в месте заключения, а оставшееся время считается испытательным сроком).
Условное наказание было применено в отношении 56 человек.
Денежное наказание было применено в отношении 33 человек.
Наказание в виде общественно-полезных работ было применено в отношении трех человек.
Контроль поведения был применен в отношении трех несовершеннолетних.
В отношении 54 несовершеннолетних было принято процедурное решение (общественно-полезные работы, комиссия по делам несовершеннолетних и т.п.).

Источник: Государственная прокуратура

Поделиться
Комментарии