”В целом происходящий внутри Евросоюза товарообмен не определяют как строго отвечающий термину внешней торговли, поскольку в ЕС он происходит на рынке, где нет границ. При этом, и для Эстонии, и для других стран-членов союза наиболее важной является торговля, происходящая на внутреннем рынке”, — пишет Ратсо.

Так, доля торговли с ЕС составила у Эстонии в 2011 году 78% от всего импорта, а экспорт в ЕС — 66% (средние показатели по союзу — 61 и 64%).

”От внешней торговли зависит не только рост экономики, но и рабочие места. Сейчас в Европе более 20 млн рабочих мест напрямую зависят от внешней торговли. Наиболее в этом плане зависимые страны — Финляндия и Ирландия (у них от внешней торговли зависит 10% рабочих мест). Эстония вместе с Германией, Британией, Швецией, Данией и Латвией находится в следующей группе стран, где от внешней торговли зависит 8-10% рабочих мест”, — добавляет Ратсо.

”При этом стоит взглянуть и за пределы границ ЕС. С момента присоединения к Евросоюзу доля торговли со странами, не входящими в ЕС, у Эстонии выросла. В период с 2009 по 2011 год объем торговли с такими государствами составляли около трех миллиардов евро в год. На первом месте среди торговых партнеров Эстонии — Россия. На втором месте — США. Также среди крупных партнеров — Китай”.

Она также отмечает, что тройка главных торговых партнеров ЕС выглядит так: США, Китай, Россия.

”С точки зрения конкурентоспособности, определяющим является не то, на каком месте какая страна находится в списке торговых партнеров Эстонии, а в том, сколько добавочной стоимости может произвести Эстония. Ведь все больше товаров двигается через границу в виде сырья, полусырья, компонентов или услуг перед тем, как превратиться в итоговый продукт. Тогда в выигрыше не те, кто успевает наибольшее число товаров экспортировать или импортировать, а те, кто может добавить наибольшую стоимость”, — уверена Ратсо.

По ее словам, больше всего простора для развития у стран Азии и Латинской Америки. С такими странами Эстония торгует все активнее, в том числе, с Бразилией и Индией. Самый просто пример — iPod, который произведен в Китае, но только 3% его стоимости произведено в Китае.

Вывод Ратсо таков: важна и полезна многоплановость, но определяющим является то, сколько добавочной стоимости может произвести Эстония. К тому же, чем многообразней структура внешней торговли по странам и секторам, тем менее эта сфера уязвима в случае кризисов.

Поделиться
Комментарии