Российская агрессия против Украины и превращение Эстонии в приграничную страну свободного мира требует от нас более активной и целенаправленной внешнеполитической активности, чем прежде. Обороноспособность Эстонии не будет полноценной без мудрой дипломатии. Поэтому в предстоящие годы важно нарастить направляемые на осуществление внешней политики ресурсы, повысив уровень финансирования Министерства иностранных дел, по крайней мере, до одного процента от общего объема государственного бюджета.

В феврале исполнилось 70 лет с момента события, которое во многом заложило основу мирового порядка после Второй мировой войны. На Ялтинской конференции тогдашние союзники в лице США, Советского Союза и Великобритании решили сформировать систему международных отношений, которая основывалась бы на Организации Объединенных Наций. Целью этого начинания было желание избежать в будущем новых крупных катастроф, а ценой стало разделение Европы, хотя центральным вопросом значилась судьба Польши.

Один из участников Ялтинских соглашений Уинстон Черчилль тогда сказал: ”Бедный Невилл Чемберлен верил, что Гитлеру можно доверять. Он ошибался. Но я не думаю, что я ошибаюсь в Сталине”. И тем не менее, Черчилль ошибался. Сталин не сдержал своего обещания о свободных выборах в Восточной Европе. Меньше чем год спустя, 5 марта 1946 года, именно Черчилль в своей речи в Фултоне сообщил, что от Балтийских стран до Адриатического моря на континент опустился железный занавес.

Вряд ли Черчилль читал ”Длинную телеграмму”, которую американский дипломат Джордж Кеннан отправил из Москвы в Вашингтон буквально за несколько дней до Фултонской речи. В ней Кеннан, хорошо знакомый и с Эстонией, объяснял, почему Москва отказалась от присоединения к Всемирному банку и Международному валютному фонду и что стоило бы сделать для изоляции коммунизма.

Смелая речь Черчилля и доктрина, предложенная Кеннаном, дали западному миру основные направления по сдерживанию советского империализма. По большей части, падение Берлинской стены в 1989 году стало возможным и благодаря тому, что эти принципы ценились.

Падение коммунизма вместе с развалом советской империи означало конец холодной войны. Запад в ней победил, и европейские страны, особо пострадавшие в ходе крупных войн, сосредоточились на пожинании плодов мирной жизни. При этом в тени остался тот факт, что изменения в России были лишь декоративными.

На Западе не заметили, что после окончания противостояния Бориса Ельцина и Михаила Горбачева в практически нетронутом виде смогла сохраниться одна из важнейших основ империи — секретная служба. Поэтому не удивительно, что после отставки Ельцина новым президентом России стал директор ФСБ Владимир Путин.

В Рийгикогу прошлого созыва Марко Михкельсон был председателем Комиссии по иностранным делам. Он был депутатом нескольких созывов парламента, до этого работал директором Балтийского центра исследований России, главным редактором газеты Postimees, московским корреспондентом, а также редактором зарубежных новостей.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Полностью текст можно прочесть на эстонском языке — здесь, и на английском языке — здесь.

Поделиться
Комментарии