В этом-то и есть главная причина, почему жителей этих старых хибарок владелец земельного участка в самое ближайшее время может запросто выбросить на улицу. Причем, с формально-юридической точки зрения — на совершенно законном основании. А волостные "слуги народа", которые и организовали весь этот беспредел, умывают руки и делают вид, будто они здесь совершенно ни при чем.

Были ваши, стали мои

Когда-то эти два четырехквартирных домика на Рандвере теэ, в которых всех удобств-то и было — холодная вода да электропроводка, принадлежали Морской инженерной службе. Пенсионерка Екатерина Родина живет здесь уже 45 лет, с тех пор как привез ее после свадьбы сюда муж, служивший во флоте. Многое произошло за это время: выросла и зажила своей отдельной жизнью дочь, а военные, уходя из Эстонии, продали эти маленькие домики АS Vare, которая заключила с жильцами арендный договор. "Когда появились "желтые карточки", мы хотели приватизировать свои квартиры и обратились к председателю этой акционерки", — вспоминает Родина. Он ответил: "Ваши дома — теперь моя собственность".

Однако поскольку земля под домами еще не была ни чьей частной собственностью, то не представляющие ценности домики переходили от одной фирмы к другой. Пока наконец в августе 2003 года их ни вернула себе волость Виймси, заключив с жильцами новый арендный договор: с кем-то до августа 2008 года, с кем-то до конца 2006. О том, что вскоре их опять продали, волостные чиновники сообщили жильцам как-то между прочим: мол, квартплату будете вносить на новый счет. И только спустя какое-то время заказным письмом им пришла бумага, в которой сообщалось, что с апреля 2005 года участок земли с домами был куплен AS Uhendatud Kapital. Это фирма миллиардера Хиллара Тедера, покоряющего Россию и Украину своими супермаркетами. А в августе этого же года участок вместе с домами перешел в частную собственность Пааво Труу, управляющего этой же фирмы.

Или столько, или ничего

Через какое-то время одна из квартиранток, эстонская дама, каким-то неизвестным образом несколько лет назад купившая здесь право на проживание, тихо и неожиданно съехала, получив компенсацию. Относительно небольшую, но в несколько раз большую, чем были ее расходы на приобретение жилья. После этого, по свидетельству соседей, опустевшую квартиру стала уничтожать целая бригада "ликвидаторов", варварски сокрушая ломами и кувалдами все, что под руку попадалось — окна, стены, пол… Из-за их бурной деятельности у Екатерины Родиной, живущей за стенкой, рухнула штукатурка с потолка.

На все вопросы соседей "ликвидаторы" отвечали: "Нам так приказали". Жильцы бросились в управу Виймси. И по сей день неизвестно, было ли это распоряжение чьей-то глупостью или действительно мерой психологического давления на других жильцов. Окна и двери разгромленной квартиры кое-как, грубо забили подручным материалом. Однако вероятность того, что во время морозов здесь запросто замерзнут и полопаются водопроводные трубы, весьма велика.

Спустя некоторое время денежную компенсацию получили еще двое проживавших в этих домах. Каждый из них имел основание согласиться на предложенную сумму в 80 тысяч крон: одни строили дом в деревне, другие имели квартиру в городе. Конечно, участники переговоров должны были держать в тайне размер компенсации, но не смогли устоять перед расспросами заинтригованных соседей. Остальные пять из восьми жильцов этих домов пребывают в весьма мрачном расположении духа: им идти некуда, никакой другой собственности у них нет, а на такие деньги даже лачугу купить невозможно. По слухам, представители собственника заявили, что 500 тысяч крон, на которые можно было бы искать какое-то жилье, фирма выплатить не может никому и ни при каких условиях. Для пенсионеров это известие было сильным ударом. Они до сих пор пребывают в шоке. Куда им деваться — в дом престарелых или прямиком на кладбище?

Бизнес: жестоко, но честно

Их дети и внуки пытаются наладить разговор и с собственником земли, и с властями. У Михаила в доме по Рандвере теэ, 3а живет бабушка и родители, которые в свое время вложили много средств и сил в обустройство дома. "Я не могу бросить их на произвол судьбы, но у меня семья, маленький ребенок, выплаты по банковскому займу на свою квартиру", — поделился он. Он посетил фирму-собственника земли, разговаривал с ее представителями и на циничный вопрос: "Что вы хотите?" ответил соответственно: "Пару миллионов, чтобы купить квартиры своим близким".

Михаил отметил, что при всем при этом фирмачи ведут себя более честно, чем местные власти. Они не делают тайны из своих намерений выстроить на этом участке земли некие бизнес-площади. Они открыто говорят, что компенсации жителям двух хибарок — исключительно жест доброй воли с их стороны, поскольку совершили сделку с властями Виймси на том основании, что жители домов должны были покинуть свои жилища по окончании срока арендного договора, подписанного ими с волостью. "Более того, они сказали, что готовы были позаботиться о жильцах домов. Фирма вроде предлагала уезду план постройки жилого дома на этой либо другой территории, в котором несколько квартир могли быть на определенных условиях отданы прежним жильцам, — пересказывает Михаил информацию, полученную в ходе этих встреч. — Однако волость ответила, что детальная планировка не предусматривает постройки жилого дома здесь, а больше свободных территорий у волости нет".

Власти запутались с обещаниями

Представители же местной власти выдали жильцам домов столько различных версий произведенной сделки, что сами уже, кажется, не помнят, когда, что и кому говорили. Вначале они обещали, что жители получат квартиры в Виймси. Затем они же утверждали, что фирма не получит здесь ничего, пока не расселит жильцов домиков. Сегодня они не обещают ничего и во всех бедах жильцов винят Uhendatud Kapital. Мол, какой человечности ожидать от "акулы большого бизнеса". Светлана, дочь Екатерины Родиной, помнит, что когда они впервые пришли в волостную управу разобраться в этой ситуации, чиновники очень удивились "ниоткуда вдруг взявшимся" жильцам, поскольку на планах волости этих домиков вообще не было. Михаил утверждает, что несколько раз посылал письма на электронный адрес старейшины, предлагал устроить "круглый стол" по создавшейся проблеме с участием всех заинтересованных сторон. Однако не получил вообще никакого ответа.

Сегодня днем старейшина волости Виймси, представитель партии Исамалийт, Урмас Арумяэ в ходе предвыборной программы встречается с пенсионерами своего волости. Наверное, чтобы познакомить их с лозунгом партии "Не в деньгах счастье!" Пенсионеры, проданные властью вместе с их хибарками и дорогой землей, намерены также послать туда своего представителя.

Как сообщил нам юрист волости Яан Томсон, сейчас жителями домов должна заниматься фирма-собственник земли. "По нашим данным, они каким-то образом пока договаривались, хотя некоторые из живущих там и не платили арендной платы. И если возникнет угроза, что люди могут оказаться на улице, волость, конечно, вмешается в ситуацию и что-то предпримет", — пообещал Томсон.

Поделиться
Комментарии