Один вариант содержится в недавно предъявленном обществу "Манифесте работодателей Эстонии 2011-2015". Капитаны бизнеса в качестве условия успешного развития требуют немедленно приступить к демонтажу даже тех скромных социальных программ, которые у нас реализованы — по мнению манифестантов — скоропалительно, с перепугу перед социал-демократическими властями стран "старой Европы". Осмотревшись в европейской коммуналке, эстонские предприниматели осознали, что никакая властная сила Евросоюза не требует выравнивания социального обеспечения на территории ЕС. Концепция иная: границ для перетока рабочей силы нет, и каждый "европеец" волен выбирать страну, где в состоянии найти для себя работу (следовательно, и систему социального страхования). Прикинем, какая жизнь ожидает тех, кто останется в Эстонии, если требования крупного бизнеса реализуются (есть серьезные основания полагать, что так и будет).


Стариков ¬ к ногтю
Прежде всего, прижмут "тунеядствующих" стариков, которые "жируют" на наших налогах, а между тем единственная их вина перед обществом, что они не загнулись до определенного срока. Потому, первым делом, перенесем этот срок с 63 до 65 лет. Тем, кто продолжит работу после 65-летнего возраста, размер пенсии подожмем, установив предел, который зарплата вместе с пенсией не должны превышать. Ничего страшного не случится, если кто-либо вообще будет жить только на зарплату. Чего, вдруг, государство должно ему платить премию за возраст? В результате окажется достигнута не только экономия на пенсионных расходах, но вполне гуманным способом число претендентов на пенсию тоже подсократится. Вполне естественным путем. То есть демографическую картину малость подправим, уменьшив тем самым дефицит средств в пенсионном фонде. Но поскольку деньги туда все равно надо откуда-то брать — социальный налог подкорректируем.
Слова о солидарности поколений, конечно, красиво звучат, но у любой солидарности (по мнению бизнеса) должны быть пределы. Потому соцналог (или — если хотите — налог солидарности) должен взиматься с зарплат до определенного предела. Скажем, до размера пятнадцати минималок. А еще лучше — десяти. При этом оплату разделить между работодателями и работниками. К примеру, 2/3 платит работник, а 1/3 работодатель. В конце концов, спасение утопающих известно чье дело.
Не согласятся с этим профсоюзы? Плевать, а чтобы не было проблем, запретим забастовки солидарности. Не Франция, чай, где миллионы выходят на улицы, выступая против увеличения пенсионного возраста "всего лишь" до 62 лет. Предлагается также "поджать" возможности давления на работодателя через механизм коллективных договоров. Заодно предлагается прикрыть Комиссию по трудовым спорам.


Капитализм без вольностей
В общем, предлагается возродить капитализм диккенсовских времен, без всяких там шведско-франко-германских вольностей.
Перспектива страшненькая, но не будем торопиться с выводами. Сегодняшняя налоговая система приводит к налоговой нагрузке на труд около 75% при условии, что нетто-зарплата достигает всего лишь 1 000 евро. В таких условиях бизнесу с высокой долей труда жить тяжко, а расширяться вообще невозможно. Получается, "куда ни кинь…"
Беда, что наше государство содержится, в основном, за счет тех, кто продает свой труд, и тех, кто его покупает. То есть наша налоговая система, за небольшим исключением, питается, в основном, от средств, оборачивающихся в производстве. А в социальных государствах "старой Европы" налоговая база много шире. Там налоги идут от получения наследства, от приобретения предметов роскоши (а также просто дорогого имущества), от процентов по вкладам, от крупных рентных договоров.
А в богатой Америке ко всему тому еще имеются программы борьбы с бедностью, которые не только перебрасывают деньги от богатых к бедным, а направляют их, в первую очередь, на развитие малорентабельных отраслей. Возьмем элементарную систему карточек, по которым бедная семья платит за определенный набор продуктов и товаров, скажем, полцены, а до полной стоимости производителю доплачивает государство. Чем это лучше обычного пособия?
Представим, что наши безработные по таким карточкам могли бы покупать продукты только местного производства, да еще предприятий, выигравших тендер на господдержку по критерию низких цен. За счет такой простой схемы безработица упала бы на пару процентов. И с размером социального налога задача далеко не арифметическая. Целесообразно его не уменьшать на крупные зарплаты, а наоборот — увеличивать в случае превышения таких зарплат над средним уровнем оплаты труда в целом по предприятию. Сразу сократится разрыв в доходах, и "черных" выплат станет меньше. Если еще распределяемую прибыль (т.е. дивиденды) ступенчато облагать — налоговая система перестанет душить бизнес.
Мы достигли вершины под названием евро способом затягивания поясов (в первую очередь, у тех, кто живет от зарплаты до зарплаты). Теперь есть возможность увеличить количество евромонет в кошельках малообеспеченной части населения. При этом не надо постоянно отбирать у одних и давать другим. Просто на некоторое время надо заставить имеющих деньги ими поделиться, после чего эти средства обернутся в экономике новыми прибылями. Такова экономическая алгебра. На ее основе должна развиваться наша жизнь "после евро".

Поделиться
Комментарии