Но на поверку идея "моста" оказалась весьма живучей и в новых условиях возродилась в ином качестве. "Восток" — это не только Россия, но и Китай. Суммарный торгово-экономический потенциал эти двух великих держав открывает перед Эстонией воистину неограниченные возможности. Дело остается за малым — как научиться использовать этот гигантский потенциал с максимальной для себя выгодой.

Выступая на форуме развития региона Балтийского моря, проходившем в Хельсинки, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип справедливо отметил, что наш регион является наиболее быстро развивающимся в Европе. Но это быстрое развитие не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Нельзя почивать на лаврах. Чуть зазеваешься — и конкуренты тут же обойдут.

По мнению Ансипа, интеграция стран, прилегающих к Балтийскому морю, должна представлять собой нечто большее, чем простое следование выработанным правилам. Эта интеграция должна повысить общую конкурентоспособность Балтийского региона. Эстонский премьер подчеркнул необходимость закрепления достигнутых успехов путем наращивания многостороннего сотрудничества, а также путем "развития сильных сторон" нашего региона.


Восток — дело тонкое

Одной из "сильных сторон" Эстонии, безусловно, является ее геополитическое положение. Через нашу страну пролегает один из наиболее удобных торговых путей из того же Китая.

Если разумно поставить дело, то мы сможем жить припеваючи на транзите не только российских, но и китайских товаров. У нас с Китаем, можно сказать, прямое железнодорожное сообщение — через Казахстан и Россию. Очень удобно погрузить на железнодорожные платформы контейнеры, например, где-нибудь в Гуанчжоу, чтобы перегрузить их на корабли в Муугаском порту. Удобно, быстро и всем выгодно. Идея сделать эстонские порты в некотором смысле и китайскими давно витает в воздухе. Ведь совсем неслучайно скончавшийся недавно Ааду Лукас — зачинатель эстонского транзитного бизнеса — был почетным консулом Эстонской Республики в Казахстане.

Эстонско-китайское торгово-экономическое сотрудничество пусть и не столь быстро, но верно набирает обороты. Это подтвердил и трехдневный визит в Эстонию председателя Национального комитета Народной политической консультационной конференции Китая Джиа Квинлина.

Во время бесед со спикером Рийгикогу Тоомасом Вареком и председателем комиссии по международным делам Рийгикогу Энном Ээсмаа, а также в ходе переговоров с премьер-министром Андрусом Ансипом и президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом высокопоставленный китайский гость поблагодарил Эстонию за политическую поддержку, оказываемую Китаю в различных международных организациях, прежде всего в ООН. Речь идет, в первую очередь, о принципиальном для Пекина вопросе о едином и неделимом Китае. Как известно, правительство КНР считает своей территорией и остров Тайвань, несмотря на то, что там уже более полувека де-факто существует независимое государство.

Как хорошо, что все наши правительства, кем бы они ни возглавлялись, не поддались на провокационные требования некоторых из наших неуравновешенных антикоммунистов и не установили официальных отношений с Китайской Республикой на Тайване и, тем более, не стали якшаться с Далай-ламой, который из духовного лидера одного из ответвлений буддизма превратился чуть ли не в политического деятеля, борющегося за независимость Тибета.

Это как раз тот случай, когда здравый смысл наших государственных деятелей возобладал над пусть и звонкой, но совершенно пустопорожней болтовней. Может, именно поэтому среди трех прибалтийских республик наилучшие отношения с Китаем именно у Эстонии. Задачей политиков как раз и является создание в межгосударственных отношениях благоприятных условий, которые стимулировали бы развитие экономических отношений.


Выгоды прагматичного сотрудничества

Как результат Джиа Квинлин подтвердил, что Эстония является важным торговым партнером Китая, который проявляет повышенный интерес к таким сферам двустороннего — эстонско-китайского — сотрудничества, как деревообработка, рыболовство и транзит. А в более широком плане, по мнению китайского гостя, в перспективе Эстония вообще может стать посредником в торговом обмене между Китаем и Европейским Союзом. По данным бюро премьер-министра, уже сейчас значительная часть товаров из Китая в страны Европейского Союза проходит через Эстонию.

Что касается двустороннего торгово-экономического сотрудничества, то здесь на первый план, судя по всему, выдвигается сланцевая тематика. Эстония и Китай входят в число тех немногих стран, на территории которых находятся крупные залежи сланца. Так что нам сам Бог велел выбрать в качестве одного из приоритетных направлений эстонско-китайского взаимодействия сотрудничество в области развития сланцевой энергетики. Как выяснилось в ходе переговоров, обе стороны в принципе готовы начать проработку современных возможностей использования сланца в химическом производстве.

Еще одно весьма перспективное направление эстонско-китайского сотрудничества — интенсификация связей в сфере современных инфотехнологий. Тем более, что для этого имеются благоприятные предпосылки: практически тотальная интернетизация Эстонии и стремительное развитие китайской электронной промышленности.

Естественно, нельзя забывать и о туризме. По словам Джиа Квинлина, Старый город Таллинна мог бы представлять большой интерес для китайских туристов. Однако, по мнению китайской стороны, необходимой предпосылкой для интенсификации туристического обмена должно стать упрощение системы выдачи въездных виз в Эстонию для граждан Китая. Возможно, упрощение порядка выдачи китайцам эстонских виз произойдет после того, как решится вопрос о новом здании посольства Эстонии в Китае. Андрус Ансип выразил надежду, что к Олимпийским играм 2008 года в Пекине данный вопрос будет снят с повестки дня эстонско-китайских отношений.


Встречное движение идей, товаров, капиталов

Джиа Квинлин высказал желание китайской стороны сделать более интенсивными и продуктивными торгово-экономические отношения между Китаем и Эстонией. Со своей стороны, его эстонские собеседники говорили о необходимости привлечения китайских инвестиций в экономику Эстонии. "Экономический климат Эстонии способствует инвестициям, и наша правовая среда стабильная и прогнозируемая", — тонко намекнул Андрус Ансип гостю из Пекина.

Судя по всему, вопрос о строительстве в Эстонии крупного центра логистики, который обслуживал бы потоки китайских грузов, движущихся через Эстонию в страны Европейского Союза, из стадии теоретической идеи переходит в плоскость практической проработки. Об этом в беседах с высокопоставленным китайским гостем говорили и премьер-министр Андрус Ансип, и президент Тоомас Хендрик И львес.

Кроме того, Андрус Ансип сообщил Джиа Квинлину об интересе эстонских деловых кругов к создающемуся в Китае экономическому региону Бинхай: "Надеюсь, что и эстонские предприниматели будут желанны в экономическом регионе Бинхай. У нас (в Эстонии) есть те (бизнесмены), которые заинтересованы сделать инвестиции в Китае". Вероятно, в этом контексте следует рассматривать и подготовку к открытию в Китае представительства Целевого учреждения по развитию эстонского предпринимательства.

Помимо экономической тематики, руководители эстонского государства обсуждали с Джиа Квинлином и чисто политические проблемы: отношения Китайской Народной Республики с Европейским Союзом, а также важность и возможности мирного разрешения международного конфликта, вызванного наличием у Северной Кореи ядерного оружия. Это означает, что у эстонской дипломатии может появиться шанс поучаствовать — на равных с великими державами — в поисках решения одной из наиболее взрывоопасных международных проблем и, таким образом, войти в мировую политику в качестве равноправного и самостоятельного партнера.

Следующее заседание форума развития региона Балтийского моря состоится в будущем году в Таллинне. Напомним, что эти форумы проводятся с 1998 года по инициативе бывшего министра иностранных дел Дании Уффе Эллеманн-Йенсена, с целью поиска путей превращения Балтии в динамично развивающийся и конкурентоспособный регион.

Будем надеяться, что через год эстонские руководители смогут предложить коллегам из других балтийских государств эффективные пути достижения поставленных целей с учетом китайской перспективы.

Поделиться
Комментарии