Рейн Кильк, предприниматель:

Еще два года назад было ясно, что рост экономики, основанный на доступном кредитовании, не продлится долго. Другой вопрос, почему этого не предвидело правительство. Вместо того чтобы ограничить расходы, оно лишь поддало газу.

На последних парламентских выборах мы все наблюдали этот праздник предвыборных обещаний. Политики не задумывались о том, сколько мы можем заработать на самом деле. Подумайте: в 2005 госбюджет был 57 миллиардов, а в прошлом году правительство "нарисовало" 95,6 миллиарда. Неудивительно, что сегодня министерства одно за другим кричат: денег нет.

Кому-то придется набраться смелости и признать, что обещания, мало связанные с реальностью, нельзя выполнить. Беда в том, что множество обещаний успело проникнуть в законодательство. Государству нынешние социальные расходы явно не по силам. Мы тратим по-прежнему много, а надо быть бережливыми и вместе с тем увеличить доходную часть бюджета. В этом направлении ощутимых шагов до сих пор не сделано.

Безработица, конечно, растет, но даже если она составит 7-8 процентов — это нормально. В Финляндии 7,5 процента безработных, и никто ведь не говорит, что это высокий уровень. Тем более что среди этих 7,5 процента — не только те, кто не может найти работу. Разместили вот недавно объявления — требуются, мол, работники. Двадцать, тридцать вакансий. Никто не ответил. Зато на "CV-онлайн" ищет работу некий сварщик, и в графе "сколько денег хочу минимум" указывает — 30 тысяч.

Ханон Барабанер, ректор Института экономики и управления ECOMEN:

Наступивший год будет тяжелым, но не надо забывать, что совсем недавно — в начале девяностых и в 1998-м — нам тоже приходилось трудно.

Предпринимателям придется ввести режим строжайшей экономии, резко уменьшить все непроизводственные затраты. Прекратить покупать новые автомобили, заниматься косметическим ремонтом и подобными вещами. Этот путь ведет, правда, и к усилению безработицы. Правительству следует принять программу инфраструктурных работ — можно было бы направить освободившуюся рабсилу, например, на строительство дорог. Это выгоднее, чем просто выплачивать компенсацию по безработице.

Профсоюзы и работодатели спорили недавно насчет минимальной зарплаты. Сегодня все должны умерить свои аппетиты. Работникам следует держаться за рабочие места. Помните, как Людвиг Эрхард выводил Германию из тяжелейшего послевоенного кризиса? Выход тогда был невозможен, не будь солидарности правительства, предпринимателей и профсоюзов. Солидарность — вот что сейчас нужно.

Михаил Бронштейн, академик:

Нельзя продолжать экономическую политику на основе старых либеральных моделей, пусть они и оправдали себя в предыдущие годы, когда в страну приходил капитал. Сегодня и европейские страны, и США — это государства, которые активно поддерживают свою экономику, а не наблюдают за происходящим в ней со стороны, думая лишь о наполнении бюджета и доходах чиновников.

Нужен государственный фонд в поддержку инноваций. Мы ничего не знали бы сейчас о Билле Гейтсе, если бы не помощь венчурного фонда рисковых вложений. Кто поддержал Билла Гейтса из частного бизнеса, когда он начинал? Никто — риск был слишком велик. А эстонский Фонд развития дает только 10-15 процентов от необходимого уровня поддержки. Мы не используем даже деньги, которые готов выделить ЕС. Эти деньги мы получили бы при условии, что государство тоже что-то потратит, но правительство на это не идет.

Поддержка науки, образования составляет менее одного процента ВВП. В то время как в Финляндии, Швеции, не говоря уже о США, правительства тратят на эти цели до семи процентов. Так и появляются "нокии", так и выходят страны из кризиса. Вот мы сейчас даем в долг Латвии, а нам самим эти деньги нужны.

Государство могло бы уйти на некоторое время "в минус". Это не страшно, когда есть четкая программа по выходу из кризиса. Но если у министра экономики Юхана Партса программа имеется, то на уровне премьер-министра я не вижу никакого плана.

Для наемного работника сегодня очень важно иметь не одну профессию, а две-три. И осваивать четвертую, которая может оказаться востребованной в будущем. Работая в одной сфере, подвергаешься риску стать лишним. Кризис — он как раз побуждает к тому, чтобы следить за развитием рынка. Тем паче, что господдержка безработных у нас крайне слабая.

Что делать предпринимателям? Да то же самое: изучать рынок, искать новые ниши. Выходить на экспорт — этому должно способствовать государство, не увеличивая при этом налоговую нагрузку. И ни в коем случае не опускать руки.

Индрек Луукас, предприниматель:

Несомненно, придется быть экономными. Всем. Правительству, скажем, следовало бы снизить административные расходы. Работу государственной машины можно и нужно сделать эффективной. Многочисленная чиновничья армия требует сокращений: это касается как министерств, так и местных самоуправлений.

Не существует какой-то универсальной формулы, как преодолеть экономический кризис. Слишком многое зависит от того, как фирма себя позиционирует на рынке. Важно не терять находчивости, деловой хватки.

Не думаю, что положение наемных работников ухудшит новый Закон о трудовом договоре. По крайней мере в том, что касается прав и обязанностей работодателя и работника, особых изменений нет. Тем не менее хочется всем пожелать положительных эмоций, чтобы все у людей устроилось. Чтобы спало, наконец, напряжение в экономике, и необходимые для того решения были приняты.

Поделиться
Комментарии