Второго июня в поселке Берново, что в Тверской области, у входа в музей Пушкина остановились два здоровых тонированных джипа. Из одного вышла хрупкая японка в огромной шляпе, огляделась… Йоко Оно первый раз в жизни приехала на родину своей русской тетки Анны, которая отдала маленькой Йоко всю свою нерастраченную любовь и нежность.

Русская барышня вышла замуж за японского банкира

У хозяев усадьбы, в которой сейчас располагается Пушкинский музей в Бернове, мореплавателя Дмитрия Бубнова и его супруги было три дочки: Мария, Варвара и Анна. Они получили прекрасное домашнее образование, а девицами уехали учиться в Санкт-Петербург.

Мария стала пианисткой, Варвара закончила академию художеств, Анна — консерваторию по классу скрипки.

Тогда, в начале XX века, в моде было все японское. Подруги Анны Бубновой учили японский язык, она тоже стала — за компанию.

Ее учителем был молодой и красивый японец Сюнъити Оно, сын президента японского промышленного банка Эйдзиро Оно. Сюнъити жил в Петербурге и был студентом-вольнослушателем естественно-научного физико-математического факультета Петроградского университета. Молодые люди подружились, дружба быстро переросла в страстную любовь.

24 февраля 1918 года Анна и Сюнъити обвенчались и уехали в Японию. На дне чемодана Анны лежал рисунок ее сестры Варвары. На нем была изображена липовая аллея в Бернове.

Трагедия в семье Оно

Сюнъити привез Анну к родителям в Токио и сказал: "Это моя жена. Я ее люблю". Молодые супруги стали жить в доме семьи Оно.

В 1922 году к ним приехала сестра Анны Варвара с матерью, Анной Николаевной. Они бежали от разрухи и голода. Мать вскоре умерла.

Варвара стала жить отдельно. А у Анны и Сюнъити родился сын Сюнтаро, она ласково называла его Шуня.

Мальчик рос талантливым, блестяще играл на скрипке. Но в 14 лет Шуня неожиданно умирает от перитонита. Больше детей Анна иметь не могла. А семье Оно нужен был наследник — Сюнъити был старшим сыном банкира. И муж Анны приводит в дом новую жену, японку Намико…

Что пережила Анна тогда? Она жила в чужой стране, далеко от родины. Ей позволили жить на первом этаже большого дома семьи Оно. И всю свою любовь Анна отдает племяннице, дочери младшего брата Сюнъити, которую зовут Йоко. Йоко Оно.

Маленькая Йоко Оно очень тянулась к тетушке. Анна учила ее играть на фортепиано, рисовать. И много рассказывала о России, о своем родном доме в Бернове…

Йоко Оно до сих пор убеждена, что именно Анна Бубнова-Оно привила ей чувство прекрасного. Когда Йоко Оно исполняется 15 лет, ее отправляют учиться в Америку. И с любимой тетушкой она расстается навсегда.

Возвращение домой

Ни Варвара, ни Анна больше не вышли замуж. Анна, незаурядный музыкант, воспитала целую школу японских скрипачей. Варвара — школу японских переводчиков-пушкинистов, пока преподавала русский язык и литературу в Токийском университете.

И почти через 40 лет, после смерти Сюнъити Оно, решили вернуться на родину. Они поселились у старшей сестры Марии, в Сухуми.

В Берново они приехали в 1958 году. По разбитой дороге, на "Запорожце" к родному дому подъехали две пожилые барышни, затянутые в корсеты. Им навстречу спешили их седовласые ровесницы, которые когда-то служили горничными в господском доме, и кричали: "Барышни приехали!"

Сестры Бубновы разрыдались навзрыд. От их дома в Бернове остались одни стены. После революции в родовом гнезде обосновалась коммуна. В годы Великой Отечественной войны первый этаж особняка гитлеровцы отвели под конюшню, на втором разместили лазарет, на самом верху — командный пункт и огневую точку. В послевоенные годы в барском особняке была сельская школа.

Именно благодаря сестрам в Бернове в 1976 году и открылся музей Пушкина. Кстати, великий поэт приходился сестрам Бубновым дальним родственником (см. генеалогическое древо). А предки сестер даже жили с Пушкиным по соседству. Кроме Бернова, семье принадлежало на Псковщине имение Тригорское — оно рядом с Михайловским.

Варвара сделала эскизы будущего музея и подарила первые экспонаты: свои картины, литографии и книги — переводы Пушкина, вышедшие в Японии с ее иллюстрациями, фамильные реликвии.

Варвара дожила до 97 лет и умерла в 1983 году. Анна скончалась в возрасте 89 лет, в 1979 году.

"Человеку нужны только свет, ветер и воздух"

Кстати, в Берново Йоко Оно приезжала вместе со своим кузеном — сыном мужа Анны и его второй жены японки Намико. Йоко Оно поставила условие: в музее не должно быть никакой прессы, визит должен быть тайным. Для гостей устроили экскурсию. Но Йоко Оно призналась, что о Пушкине она почти ничего не знает. Больше всего ее интересовала комната, в которой выросла ее тетушка.

Знаменитой японке разрешили поиграть на старинном клавикорде, чудом сохранившемся после революции в Тверской губернии.

Тем, кому удалось пообщаться с Йоко Оно, говорят, что она скромная, спокойная и очень элегантная. И просто невероятно хорошо выглядит на свои 74 года. По-русски она знает всего три слова: "Спасибо", "Здравствуйте", "До свидания". После прогулки по английскому парку Йоко Оно пригласили ужинать. На столе стояли картошка, творог, семга, красная икра, колбаса, молоко. Говорят, у Йоко отличный аппетит. К водке, которая стояла на столе, японка не притронулась.

А в это время

Прапрабабка Ленина была ведьмой?

И ее, скорее всего, сожгли на костре

Иностранную родню Владимира Ильича в советские времена, конечно, аккуратненько обходили стороной, больше искали рабоче-крестьянских предков. Да вот против фактов не попрешь! Мама Владимира Ильича — немка. А значит, есть у вождя родственники за границей!

Один из этих зарубежных кузенов, Гюнтер Крузе, всерьез изучает семейную родословную. Ленину он сам — седьмая вода на киселе, сын троюродной сестры Владимира Ульянова. Внучатый племянник вождя обнаружил более тысячи родственников Ильича. Дошел аж до XIII века! Среди предков Ленина были и пасторы, и крупные купцы. А на одной из веточек генеалогического древа обнаружилась… прапрабабка-колдунья. И вроде бы ее даже сожгли на костре.

- Насколько мы знаем, все известные родственники Ленина в Германии были истинными верующими, лютеранами, — говорят сотрудники Музея-мемориала Ленина. — Хотя времена тогда были смутные. И предположить, что одну из родственниц купца-лютеранина сожгли на костре как ведьму, конечно, можно. К примеру, за красоту. Или рыжие волосы и зеленые глаза. А в детстве у Ленина волосы были светлые и немного рыжеватые.

А Гюнтер Крузе продолжает копаться в архивах — вдруг среди предков Ильича обнаружится, например, Папа Римский?

ВОПРОС ДНЯ

А вы хорошо знаете свою родословную?

Ольга УЛЬЯНОВА, племянница В. И. Ленина:

- Все, что накопал этот немец, — вранье! Я очень хорошо знаю родословную нашей семьи. Любой может с ней ознакомиться — она опубликована. Предками Владимира Ильича были небогатые дворяне, крестьяне, никаких ведьм и колдунов не было. Пусть не наговаривают!

Нонна МОРДЮКОВА, народная артистка СССР:

- Сама я кубанская казачка. Все мои родичи были беднейшими крестьянами. И в гражданскую войну воевали не за белых, а за красных: "Да здравствует коммунизм!" А когда я на Дону снималась в фильме "Возврата нет", меня произвели еще и в донскую казачку. Так что я дважды казачка.

Андрей БРЕЖНЕВ, внук генсека Леонида Брежнева:

- В роду Леонида Ильича в основном были рабочие и крестьяне Курской губернии, до сих пор сохранилось село Брежнево, где я мечтаю побывать.

Великий князь Георгий Михайлович (РОМАНОВ), наследник российского престола, Брюссель:

- Каждый человек должен знать историю своей семьи. Мне не разбираться в моей родословной было бы вдвойне стыдно, потому что история моей семьи неразрывно связана с историей моей родины и всего мира.

Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты РФ:

- Свой род по отцовской линии я знаю с 1656 года, мои предки жили во Владимирской губернии — разночинцы, крестьяне, священники. А дед, Дмитрий Иванович, в 30-е годы был чекистом, он пропал без вести под Сталинградом в 1942-м.

Владимир ВИНОКУР, сатирик:

- Главное не родословная, а родные и близкие, которые сейчас рядом с нами.

Бари АЛИБАСОВ, шоумен:

- Мой дед был бай, у него было несколько табунов лошадей. И сын Карим. Когда пришли большевики, они уехали в Китай. Карим вернулся, и на него клюнула моя будущая мама, дочка большевика. Я — из байско-большевистского рода.

Егор ТИТОВ, капитан футбольной команды "Спартак":

- Я знаю лишь своих бабушек и дедушек. А дальше — провал. Хочется разобраться в своей генеалогии, но нет времени.

Ольга, читательница сайта WWW.KP.RU, Бийск:

- Мы в большинстве случаев "Иваны, родства не помнящие"…

Поделиться
Комментарии