Соревнования Klaperjaht проходят в богатой на пересеченную местность Южной Эстонии уже 9 год подряд, и за это время здесь побывали многие известные любители острых ощущений. В прошлом году гонки посетили более 5000 зрителей, которые устроили на территории настоящий палаточный городок.


Участники из Эстонии, Латвии, Литвы и России бьются за ценные призы и титул "Короля 4x4" в пяти гоночных классах. Самый простой вариант — ехать в младшем классе TR1, где участвуют серийные внедорожники, разрешена 32-дюймовая резина и лебедка. В TR2 резину можно нацепить побольше, а внедорожник — основательно перестроить. В TR3 разрешено практически все, но и требования по безопасности здесь гораздо жестче. Самый распространенный сегодня класс — т.н. свободный: передвигайся на чем угодно и как угодно. Ну и, конечно же, не обходится без главных любителей изваляться в грязи — квадроциклистов. Раньше в Klaperjaht участвовали также мотокциклы, но сегодня трасса для них, пожалуй, слишком сложная и опасная.

Месить грязь гонщикам предстоит в течение трех часов. Смысл соревнования прост: выигрывает тот, кто за эти три часа намотает как можно больше кругов по трассе длинной около 3,5 километров. "На дистанции за такое время может произойти что угодно. Если лопнула покрышка — это еще полбеды. Бывало, что прямо на месте, по колено в воде меняли целиком мост, — рассказывает один из организаторов соревнований Велло Рухно. — Всем ведь очень хочется добраться до финиша".

Погонять там, где нет дорог — а почему бы и нет? Преодолев почти 240 километров, мы оказались в Йыгевесте. Кругом — безумно красивый пейзаж, бескрайние поля, "постеленные" на маленькие холмы, густые леса. Над головой — голубое небо. До границы с Латвией — рукой подать. Но где же трасса? "Так вот же она, вокруг вас!", — усмехается главный организатор Klaperjaht Вайко Пюттсепп, который также стал нашим инструктором по этим дебрям. Если здесь и ступала нога человека, то она точно была обута в высокий резиновый сапог!

Для того, чтобы в полной мере ощутить все прелести бездорожья, Вайко предложил сделать первый круг по трассе на шведской военной машине Hägglund BV206 на гусенечном ходу. Представить этого "монстра" застрявшим где-либо просто невозможно: ревущий двигатель уносит машину с прицепом вперед, сметая все на своем пути.

Сидя в открытом кузове (наш Hägglund был "кабриолетом"), ты изо всех сил пытаешься удержаться и найти упор для ног. Ощущения — как на "американских горках", только гораздо жестче и громче. Больше всего впечатляют подъемы: машина встает практически под 90 градусов, кажется, что еще чуть-чуть — и мы перевернемся. Но Вайко, по-доброму ухмыляясь, одной рукой вращает руль и играет газом. Многотонная махина, будто по мановению волшебной палочки, под почти симфонический рев двигателя и оглушительный хруст сучьев, карабкается вверх.


Как в любом спорте, здесь важно не терять ни секунды. Не успели мы насладиться видом на поле после сложного подъема, как Hägglund на всех парах полетел вниз со склона. Под нами гнулись и ломались кустарники и деревья. Когда мы налетали на очередной пень, машина получала сильнейший удар и на секунду накренялась. Ветки хлестали по лицу, а вестибюлярный аппарат начинал протестовать. Успокаивал непробиваемый вид нашего инструктора Вайко, который как будто вел родстер по шоссе.

Феноменальный по количеству полученного адреналина спуск закончился в лучших традициях offroad-соревнований. Hägglund со всего размаху плюхнулся в водоем, больше похожий на болото с аллигаторами. И мы…. поплыли! По крайней мере, таким было ощущение. И как тут могут ездить квадроциклисты?..

После первого заезда все выглядели немного помятыми. Команда Вайко втихаря потешалась над ошарашенными журналистами, которые смиренно оттирали грязь, комками налипшую на одежду и лицо. Но наркотик под названием "бездорожье" уже начинал действовать, и желание самому сесть за руль крепло с каждой минутой. В то время, как наш фотограф покоряла склоны верхом на квадроцикле, ко мне подошел бодрый Вайко. "Вы хотите погонять? Как насчет грузового класса?", — спросил он, указывая на припаркованный на полянке военный шестиколесный Volvo Laplander.

В кабине грузовика пахло лесом, цветущей водой и потом. Для того, чтобы ухватиться за огромный руль, пришлось сесть на самый край сиденья. "Водительское место в таких машинах комфортным не назовешь", — смеется Вайко и нажимает на кнопку Start. Трехлитровый бензиновый двигатель радостно отзывается.

Поначалу кажется, что ничего сложного тут нет: три педали, коробка, руль, три ручки для управления дифференциалами. Но как только машина трогается, ты понимаешь, что здесь нужна грубая мужская сила. Усилителя руля или тормозов попросту нет. Руль на каждом пригорке норовит вырваться из рук, обломав тебе пару пальцев. Со сцеплением вообще беда — иногда хотелось надавить на педаль сразу двумя ногами.

Совладав с легким приступом паники, переходим на медленную передачу перед крутым подъемом. Ну, давай машина, еще чуть-чуть! Но Laplander проворачивает колеса в грязи и скатывается назад. Ногу на сцеплении сводит, и мы глохнем.

"Давай попробуем с блокировкой дифференциалов", — советует Вайко и поворачивает тумблеры на приборной панели. Мы откатываемся еще чуть-чуть назад, набираем небольшой разгон и медленно, но верно забираемся на склон. Первое препятствие покорено!

Через полчаса езды по трассе уже болят руки и спина. "И как они тут 3 часа проводят?" — проносится в голове. Вайко, сидящий рядом, указывает направление, без него мы бы давно заблудились. Впереди — спуск. Я направляю Laplander в грязевую колею, иначе мы не проходим по габаритам. Машина плавно скатывается по чавкающей грязи вниз. Скорость нарастает, и нога начинает судорожно давить на тормоз. Эффекта не много. "Крути руль влево и дай немного газа", — советует Вайко. Газа?! Мы же уже итак несемся вниз?

Руль влево не повернуть, он как будто застрял. На самом деле, просто не хватает сил. Правым колесом мы налетаем сначала на пень, а потом на бревно. Удары настолько сильные, что не перестаешь удивляться, как колесо еще на месте. Наконец, машину удается выровнять и вернуться на правильную траекторию.

Особенно непросто даются водоемы. У огромного Laplander вода порой доходит до кузова, а всяческие Land Rover, Nissan Terrano или Toyota Land Cruiser заливает по самый капот. В одном из таких мест наш Volvo первый раз застревает. Сминая лес, на помощь несется Hägglund, который за 5 минут с помощью троса толщиной с корабельный канат вытаскивает нас из грязи.

Уже практически добравшись до финиша, мы едем вслед за гусенечным Hägglund, который выделывает пируэты на камеру. Вот уже виднеется деревянный домик, где нас угощали кофе часа три назад. Впереди Hägglund вдруг оказывается как-то особенно глубоко — вода почти достает до ветрового стекла. Реакция оказывается не достаточно быстрой: Volvo плюхается вниз, тут же набирает воду в двигатель и глохнет. Дальше мы идем пешком.

Надо сказать, что все это на первый взгляд безумное действо производит неизгладимое впечатление. Ты проезжаешь места, где сложно представить себе какой-либо транспорт, преодолеваешь препятствия, работаешь вместе с мощной машиной. "4х4 — это стиль жизни, здесь свои правила и законы. Чем сложнее трасса, тем слаще потом вкус победы", — в один голос говорят Вайко Пюттсепп и Велло Рухно.

Подробную информацию о Klaperjaht 2009 можно найти на сайте www.cooperland.ee


Поделиться
Комментарии