А начиналось все вполне мирно

К приезду Ильвеса в России готовились, причем подготовка эта носила вполне конструктивный характер. За несколько дней до открытия конгресса некий высокопоставленный кремлевский чиновник сообщил, что президент России Дмитрий Медведев намерен в позитивном ключе обсудить со своим эстонским коллегой дальнейшее развитие отношений двух стран. Со стороны Эстонии подобных заявлений не звучало, зато от поездки под предлогом большой занятости отказался приглашенный на то же мероприятие премьер-министр Андрус Ансип.

Встреча Ильвеса и Медведева, как и было заранее обещано российской стороной, прошла во вполне миролюбивом ключе.

"Мы редко встречаемся, и с этим связано значительное число проблем, накопившихся в наших отношениях, — сказал Медведев. — Предлагаю использовать эту возможность для обсуждения этих проблем".

Ответ Ильвеса также выглядел вполне доброжелательно.

"Очень приятно быть здесь по случаю конгресса, эта встреча также предоставляет нам возможность улучшить наши отношения, — сказал президент Эстонии. — Предстоит большая работа, мы воспользуемся этой возможностью".

Правда, безоблачное ощущение от встречи двух президентов несколько подпортил помощник Медведева Сергей Приходько, выразивший некоторые сомнения в реальной готовности Эстонии к улучшению отношений с Россией. Кроме того, Приходько довел до общественности некоторые нюансы беседы Ильвеса и Медведева, которые не вошли в протокол.

"Президент Ильвес высказался за снижение публичной риторики, касающейся двусторонних отношений, на что президент Медведев заметил, что известны многочисленные жесткие заявления президента Эстонии, касающиеся России, но действующий президент России по этому вопросу не высказывался", — сообщил Приходько.

Кто там еще не самоопределился?

На конгрессе Ильвес появился уже не в бабочке, а в национальном костюме, однако и с трибуны говорил с финно-уграми не на эстонском, а на английском языке. При этом президенты Венгрии и Финляндии предпочли использовать в своих выступлениях соответственно венгерский и финский языки. Канцелярия президента Эстонии объяснила выбор Ильвесом языка отсутствием переводчика, однако в российских средствах массовой информации активно обсуждается тот факт, что президент Эстонии до сих пор говорит на родном языке с акцентом.

Впрочем, проблема владения Ильвесом эстонским языком отошла на второй план после некоторых моментов в его выступлении.

"Наши поэты мечтали об эстонском государстве, и мы сделали выбор в пользу свободы и демократии, — цитирует выступление президента Эстонии агентство Regnum. — Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор".

Далее он конкретизировал свою мысль: "Это видно на примере Эстонии: как только вы почувствуете вкус свободы, вы поймете, что это вопрос выживания, без этого нельзя обойтись".

Отметим, что при этом выступлении в зале присутствовали представители 24 финно-угорских народов, из которых только три — эстонцы, финны и венгры — имеют свою государственность. Остальные же 19 народов проживают на территории России.

"Он говорил о геополитике, о том, что нужно или не нужно делать тому или иному народу, — прокомментировал выступление Ильвеса председатель комитета Госдумы по внешней политике Константин Косачев, напомнив, что вообще-то на мероприятии обсуждались проблемы этносов и людей, и именно об этом говорили президенты Венгрии и Финляндии. — Между строк достаточно явно звучал призыв к финно-угорским народам России задуматься над самоопределением". По мнению Косачева, это некорректно как по отношению к участвующим в форуме народам, так и в контексте межгосударственных отношений Эстонии и России.

Добавим, что в изложении речи Ильвеса, распространенном канцелярией президента, указанных выше цитат из его речи не имеется.

Обидки оказались очень взаимными

На этом, однако, скандалы не закончились. Следующий и завершающий скандал стал следствием выступления на конгрессе упомянутого выше Косачева, который проанализировал этническую политику финно-угорских государств.

По мнению Косачева, одним из негативных примеров можно считать Эстонию. Он напомнил, что, когда в 2005 году в России неизвестными был избит председатель общественного движения марийцев, Европарламент при поддержке эстонских властей написал обращение к правительству России с требованием немедленно прекратить дискриминацию марийцев. В то же время, отметил Косачев, когда в 2007 году при переносе памятника воину-освободителю в Таллинне были избиты россияне из числа местных жителей, а один из них убит, никаких обращений со стороны Эстонии в адрес Европарламента не направлялось.

"Это чистой воды политика", — сделал он вывод.

После этого пассажа эстонская делегация во главе с президентом покинула зал конгресса, помахав на прощание руками.

Зал стал аплодировать — по мнению Косачева, в поддержку его выступления. Впрочем, существует и другая трактовка событий — по мнению эстонских средств массовой информации, аплодисменты звучали в адрес Ильвеса, а Косачев представил присутствующим неверную трактовку событий "бронзовой ночи".

Депутат Рийгикогу Иви Ээнмаа, которая также присутствовала и выступала на конгрессе, считает выступление Косачева "неправдивым" и добавляет, что мероприятие в результате было испорчено. Она также высказала мнение, что, когда некоторое время спустя после Ильвеса зал покинули его венгерские и финская коллеги, это было сделано в поддержку эстонской делегации.

Председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Свен Миксер также считает, что речь Косачева была клеветнической и содержала ошибочные факты, так что Ильвес верно отреагировал на провокацию. По словам Миксера, невозможно утверждать, что поведение президента Ильвеса ухудшит взаимоотношения с Россией, поскольку провокация исходила от Косачева.

"Со стороны России нет доброй воли для улучшения отношений", — добавил он.

Поделиться
Комментарии