Состояние, в котором сегодня находятся эстонские бизнесмены, инвестировавшие в Грузию, можно назвать если не растерянностью, то неведением. Хотя каждая поездка наших бизнесменов детально освещалась СМИ, большая часть идей осталась всего лишь идеями. Как сейчас выясняется — к счастью.

Из Грузии в Эстонию импортируется вино и орехи, из Эстонии в Грузию, — прежде всего, текстильная продукция и медицинская техника. Разнообразные проекты, связанные с недвижимостью, развивались относительно медленно, несмотря на то, что в пиковый период политического и делового туризма в 2006-2007 годы Грузию ежемесячно посещали десятки крупных и не очень наших делегаций, и у них сложилось впечатление, что Грузия — это далекая колония с хорошим климатом.

Символ Эстонии в Грузии: винный завод

На данный момент бизнесмены предпочитают помалкивать о возможных финансовых потерях в этой "колонии". Так, предприниматель Марсель Вихманн, инвестировавший в небольшой винный завод, сказал "ДД", что он, вероятно, сможет что-нибудь сказать через неделю, когда будет видно, как развиваются события. Он считает, что чем меньше эстонская пресса будет сейчас писать о грузинской экономике, тем лучше. В противном случае будут нагнетаться безосновательные страхи, хотя вовсе не факт, что состояние экономики будет столь плачевно, как предполагается.

Эстонские бизнесмены (в том числе и Вихманн) приобрели винный завод в кахетинском селе в 2006 году. На заводе производится сухое красное, белое и традиционное кахетинское вино. Всего эстонские инвесторы вложили в предприятие 22 миллиона крон. Раньше завод принадлежал местному колхозу, а затем просто простаивал. Наряду с Вихманном деньги в завод вложили руководители транзитного терминала E.O.S. Арноут Лугмейер и Сергей Балыбин.

Сложилась неоднозначная ситуация: тесно связанные с подконтрольным России "Северстальтрансом" бизнесмены инвестировали в страну, чье руководство (включая Саакашвили) является известными "любимчиками" США и других западных стран. По слухам, руководство "Северстальтранса" было не слишком-то довольно. На сегодняшний день инвестиция в маленький винный завод стала самой известной эстонской инвестицией в Грузию.

Также "прописался" в Грузии импортер орешков и изюма Айвар Вомм. Несомненно, его можно назвать эстонским бизнесменом №1 в Грузии. Он лишь недавно вернулся в Эстонию через Турцию и успел увидеть в Грузии следы военных действий: например, разрушенную бомбами главную дорогу в Гори. Все дороги были заполнены грузинами, направляющимися на фронт, и их военной техникой. Изюм и орехи, которые экспортирует в Эстонию Вомм, покупают не только кондитерские фабрики, но и мы с вами. Предприятия Вомма находятся в регионе военных действий и по состоянию на середину этой недели попали в руки российских войск.

Пока еще рано говорить о том, что станет с кварталом в тбилисском Сабуртало, поблизости от посольства Эстонии. Все зависит от того, стабилизируется ли ситуация и когда именно это произойдет. Там планировалось воздвигнуть жилые дома, школу, бизнес-центр и т.д. Партнерами Вомма в этом деле должны были стать владельцы компании Eesti Talleks Андрес Сарри и Пеэтер Вярник. На сегодняшний день представители Eesti Talleks отказываются как-либо комментировать ситуацию. Ясно, что судьба этого и других проектов, связанных с недвижимостью, зависит от того, сможет ли Саакашвили удержать власть, и если да, то надолго ли. Не нужно быть политологом, чтобы предположить, что в случае прихода к власти пророссийской администрации, эстонские бизнесмены могут смело списывать инвестиции в грузинскую недвижимость в убытки.

Как Эстония 90-х

В каком-то смысле повезло в свете нынешних событий предпринимателю Урмасу Сыырумаа, который планировал приобрести универмаг в центре Тбилиси на улице Руставели. В последний момент, при оформлении сделки, с него потребовали на два миллиона долларов больше: очевидно, возник второй претендент на покупку. Сыырумаа отказался от объекта, который казался идеальным.

Не стоит думать, что до военного конфликта дела в Грузии шли как по маслу — тамошний предпринимательский климат напоминал начало 90-х в Эстонии, когда все делалось по блату. В Грузии, как и ранее у нас, популярен бизнес, связанный с металлом. Опыт Айвара Вомма, однако, показывает, что в Грузии вполне можно успешно заниматься бизнесом, если не верить на слово и все записывать.

Знаток грузинских обычаев член правления Института Яана Тыниссона Аймар Альтосаар утверждает, что действительно Эстония не делала значительных инвестиций в Грузию. Во многом этому препятствуют местные древние традиции и психологическое отношение, сломать которые невозможно. Это означает, что на государственном уровне для коммерческой деятельности созданы все возможные условия, в том числе и со стороны законодательства, но на то, чтобы справиться с клановыми связями и обычной ленью чиновников, потребуется время. Альтосаар считает, что со временем такое станет возможным, ведь справились же с коррумпированной милицией, повысив зарплаты.

"Когда пытаешься уладить что-то в тамошних официальных учреждениях, лучше обращаться к женщинам — мужчины на первый взгляд дружелюбны дальше некуда, но дела просто стоят на месте", — говорит Альтосаар. Он считает, что база для успешного бизнеса в Грузии налажена — частная собственность защищена, землей можно торговать, банки дают кредиты. Проценты в банках, правда, достигают 12-13% — как у нас в 90-х.

Альтосаар не считает, что инвестировавшие в Грузию бизнесмены могут забыть о своих деньгах: "Экономика есть экономика, постепенно она восстановится, а коммунистический государственный переворот в Грузии вряд ли возможен".

Что же касается товарообмена между Эстонией и Грузией, то пока особо похвастаться нечем — за полгода товара из Грузии в Эстонию было импортировано всего на 7 миллионов крон; в обратном направлении — на 10 миллионов крон.

Посетивший Грузию предприниматель Пеэтер Лаур утверждает, что в Грузии определенно создана благодатная почва для коммерческой деятельности, но заметно, что, как и у нас в 90-х, люди массово практикуют уклонение от налогов. Даже в отеле, где останавливался Лаур, часть людей работала официально, а часть — нет. При этом пожилые люди жалуются на то, что государство платит слишком маленькие пенсии. Лаур говорит, что тогда ему пришлось объяснить своим новым знакомым, что, покуда неуплата налогов молчаливо одобряется и среди пожилого населения, пенсии повыситься не могут. "Хотя старики там никогда не пропадут, если у них есть дети", — добавляет Лаур.

Он добавляет, что практически не увидел в Грузии крупных супермаркетов. В историческом центре Тбилиси до сих пор в чести подвальные магазинчики, торгующие овощами. На Лаура смотрели с подозрением, когда он объяснял, что у маленьких магазинов нет будущего, так как рынок захватят супермаркеты. Маленьким магазинам останется только продавать дорогие эксклюзивные товары. Также в Грузии началась реформа собственности — одному его знакомому, например, был возвращен замок площадью 12 гектаров. Хотя Грузия считается довольно бедной страной, Лаур утверждает, что страна богата полезными ископаемыми, в частности, серебром. "Я уверен, что если в Грузии воцарится мир, то спустя 40 лет люди там заживут не хуже, чем в Швейцарии", — считает Лаур.

Поделиться
Комментарии