Как явствует из опубликованного на днях отчета Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании за 2005 год, по распространению наркомании Эстония занимает в Европе золотую середину. Количество одних наркотиков на душу населения у нас приближается к средним показателям, других — превышает их. Но если наркотики будут распространяться с той скоростью, как сейчас, то в скором времени Эстония вплотную приблизится к стране, занимающей в Европе первое место. Ею, как ни странно, является Чешская Республика.

Главное достоинство проведенного центром исследования заключается в том, что оно позволяет увидеть расстояние, отделяющее нас от европейских стран, лидирующих по потреблению наркотиков. Кроме того, исследование содержит информацию о том, какие наркотики предпочитают употреблять в разных странах, кто и сколько тратит на профилактику наркомании.

На протяжении ряда лет в США наркотики были больше распространены, чем в Европе. Эта тенденция сохраняется и поныне, но в то же время по этому показателю многие европейские страны, включая Эстонию, приближаются к Америке. Что касается такого синтетического наркотика, как экстази, то Европа давно перегнала США. Остается утешаться только тем, что в целом Европа еще отстает от Америки.

Догнать и перегнать Америку

В отчете Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании страны ЕС как раз и сравниваются с США. Например, курение конопли наименее распространено среди молодежи Греции в возрасте 15-34 лет (3-4 процента населения) и больше всего в Чехии (22 процента населения), где оно находится почти на одном уровне с США. Эстония с ее 10 процентами значительно опережает, например, Латвию, где марихуану и гашиш курят 2 процента населения.

Чехия идет на одном уровне с США не только по употреблению конопли, но и распространению экстази. Вообще в Европе экстази вслед за коноплей стал наиболее употребимым наркотиком, отодвинув на второе место амфетамин.

До недавнего времени конопля была самым распространенным наркотическим веществом — по количеству конфиската — в странах ЕС. Но с некоторых пор ситуация стала меняться. Так, в 2003 году в Эстонии и Люксембурге больше всего конфисковали не конопли, а амфетамина, в Венгрии — героина, а в Польше — кокаина.

О наметившейся тенденции замены натуральных наркотиков синтетическими свидетельствует и тот факт, что к врачам все чаще обращаются наркоманы, стремящиеся избавиться от амфетаминовой зависимости. Если до сих пор зависимость от веществ типа амфетамина отмечалась достаточно редко, то сейчас в Финляндии, Швеции и Чехии лечение такого типа зависимости составляет уже 18-50 процентов всех случаев. Как показывает исследование, по количеству употребления экстази среди молодежи от 15 до 34 лет Эстонию опережают только Испания, Великобритания и Чехия, оставив далеко позади США. По употреблению экстази (3,9 процента молодежи) мы почти в два раза превышаем средний по Европе показатель.

Цена одной таблетки экстази, реализуемой на улице, колеблется от 5 евро в Венгрии и Нидерландах до 20-30 евро в Греции и Италии.

Химики все больше химичат

В рапорте Центра мониторинга отмечается, что крайне важно отслеживать передвижение исходных веществ, из которых изготовляют синтетические наркотики. В этом направлении действуют три обширные международные программы.

В первую очередь, следует назвать программу Purple, связанную с использованием в производстве кокаина перманганата калия (в быту марганцовки). Затем следует отметить операцию Topaz, в рамках которой отслеживают международную торговлю ангидритом уксусной кислоты, являющейся исходным веществом для производства героина. Действует также проект Prism, в рамках которого анализируют вопросы, связанные с конфискацией исходных веществ, служащих для производства наркотиков типа амфетамина. При этом проект Prism самый сложный, поскольку многие вещества, применяемые для изготовления наркотиков, вполне законно используются в химической промышленности.

В рамках проекта Prism тщательно отслеживают международную торговлю сафролом (3,4-метилендиоксиаллилбензол), который применяется для производства экстази. В числе несомненных удач проекта следует назвать раскрытую при содействии Польши и Китая сеть по доставке в Польшу исходного вещества 1-фенил-2пропанон.

Наступление грибов

Рапорт открывает еще одну, до сих пор малоизвестную страницу. Грибы-галлюциногены настойчиво стремятся занять первые строчки в таблице распространения наркотиков. По данным рапорта, псилоцин и псилоцибин, т.е. содержащиеся в грибах психоактивные вещества галлюциногенного свойства, внесены в т.н. черный список ООН еще в 1971 году. В проводимых ЕС исследованиях, связанных с употреблением наркотиков, грибы-галлюциногены впервые нашли отражение только в 2003 году. Как показали исследования, галлюциногенные грибы не употребляют на Кипре, в Финляндии и Румынии, но зато, например, 4 процента населения Германии, Ирландии и Великобритании пробовали их. Самый высокий процент употребления грибов-галлюциногенов, опять же, отмечен в Чехии (8 процентов). В некоторых странах среди 15-16 летних подростков грибы столь же популярны, как, например, ЛСД.

В Эстонии первую плантацию грибов-галлюциногенов Центральная криминальная полиция обнаружила еще в 1999 году. В 2004 году из Европы в Эстонию грибы-галлюциногены пошли потоком, таможня ежегодно конфискует посылки с грибными спорами и почвой для их них. Эстонские законы запрещают производство, хранение и потребление грибов-галлюциногенов.

По данным доцента Тартуского университета, фармаколога Маргареэте Оттер, в наши дни известно около двадцати обладающих галлюциногенными свойствами растений и грибов, применение которых нередко приводит к серьезным изменениям психики человека. Содержащие псилоцибин грибы, используют, например, в сыром и вареном виде, делают из них отвары. Количество действующего вещества зависит от вида грибов, места произрастания, возраста и размера. Действие грибов можно сравнить с действием ЛСД: человек испытывает эйфорию, у него расширяют зрачки, повышается кровяное давление и т.д. Как правило, псилоцибин, действие которого длится около четырех часов, вызывает яркие галлюцинации.

правило, псилоцибин, действие которого длится около четырех часов, вызывает яркие галлюцинации.

Наркош — больше, денег — меньше

Последние данные, касающиеся Эстонии, не нашли отражения в подготовленном в Брюсселе отчете. В медицинском журнале Hippokrates вкратце приводятся данные первого мониторинга наркоманов Эстонии. Из него следует, что в Эстонии 13800 сидящих на игле наркоманов, больше половины которых, будучи ВИЧ-инфицированными, продолжают распространять инфекцию. Из живущих в Эстонии наркоманов 82 процента — русские, 12 процентов — эстонцы, 6 процентов — представители других национальностей. 46 процентов колющихся наркоманов ежедневно нуждаются в дозе.

Большинство таллиннских наркоманов вкалывают себе фенетил или героин, наркозависимые из Кохтла-Ярве предпочитают в основном опиаты домашнего изготовления (например, мак).

Количество колющихся наркоманов в нашей стране в целом стабильное, но дело в том, что они представляют собой опасный источник СПИДа. Хотя эпидемия СПИДа началась в Эстонии еще пять лет назад, республиканский учет наркоманов стали вести только в 2005 году. Первый случай ВИЧ-инфекции был зарегистрирован в Эстонии в 1988 году, и до 1999 года были основания считать, что эта болезнь находится под контролем. При этом, как ни парадоксально, на государственную программу борьбы с алкоголизмом и наркоманией из госбюджета выделяется все меньше средств. Если в 1997 году было выделено 7,4 млн. крон, то в 2004 году, т.е. через три-четыре года после начала эпидемии, всего 6,2 млн. крон.

Поделиться
Комментарии