Глава правительства не пожалел резких слов в адрес образцового еще недавно руководства концерна Eesti Energia и, в частности, его широкомасштабных планов за пределами отчизны. В последнем обращении к теме содержался явный и недвусмысленный намек на иорданский проект эстонских энергетиков, буквально вчера пользовавшийся еще полной поддержкой правительства.

Правда, если говорить о "полной поддержке", то надо иметь в виду, что ее выказывал министр экономики и коммуникаций Юхан Партс, принадлежащий не к той партии, которую возглавляет премьер-министр Ансип. Партс, как известно (и я уже об этом писал), публично высказался за скорейшее снижение и изменение системы госдотаций, выделяемых на энергию из возобновляемых источников, которые вносят немалый вклад в рост электрических тарифов.

Ансип же, напротив, дал по существу отповедь министру, заявив, что негоже изменять дотации второпях, в предвыборной суете — так, как это было сделано в 2007 году, когда решение о дотациях принималось. (Отметим в скобках, что тогда спешка никак не могла быть связана с выборами, которые в ближайшей перспективе не просматривались). Реформистам, для которых IRL представляет собой как бы "внутреннего" соперника в борьбе за влияние и первенство в нынешней и, как они уверены, будущей правящей коалиции, необходимо было ответить на инициативу собственной инициативой. И их ответ оказался действенным: почти сразу вслед за грозными попреками премьера энергетический монополист свое ходатайство о повышении тарифов отозвал.

Кому оно надо

Этот сюжет дал наиболее целеустремленному критику правящего союза Эдгару Сависаару повод назвать все спектаклем, то бишь не произошедшим, а изображенным. Энергетики, мол, изобразили алчность, глава правительства изобразил высочайший гнев, энергетики изобразили испуг и раскаяние — и в сухом остатке победа народолюбивого правительства над жадными "жирными котами". То, что доктор к выборам прописал.

Можно соглашаться с такой интерпретацией, можно не соглашаться, но она, во всяком случае, похожа на правду. Древние римляне в подобных случаях говорили: "Quid prodest" — ищи, кому выгодно. И почему.

Не успел закрыться занавес этого представления, как началась новая история с энергетикой, на сей раз с газовой. Реформистская партия передала своим коллегам по коалиции для ознакомления законопроект, который предусматривает раздел концерна Eesti Gaas и отделение от него не позднее чем к 1 января 2013 года основной сети, т.е. газовой трубы (на самом деле их в Эстонии пять). Если концерн, который частично принадлежит Газпрому, трубу к этому времени не продаст, то она будет отчуждена в принудительном порядке, да еще и с наложением штрафа на предприятие.

Закон, по задумке реформистов, должен вступить в силу в начале наступающего года, так что у газового концерна останется два года на его исполнение. Интересно, что закон, который аналогичен закону, отделившему основную сеть Eesti Energia от концерна, сочинил Таави Вескимяги, глава госпредприятия Elering, т.е. той самой выделенной из концерна основной сети. Но значительно интереснее другое.

Понятно, что правительство, которое весной не поддержало аналогичное предложение, выдвигавшееся в рамках закона об обуздании монополий, сегодня объявляет, что такой шаг позволит чуть ли не на треть снизить цену газа для конечного потребителя, поскольку демонополизация откроет трубу для других поставщиков, а не только для Газпрома, который сегодня осуществляет сто процентов поставок.

Но в данном случае дело, похоже, не только в "предвыборном прозрении". Диверсификация газовых поставок предусматривает широкое использование сжиженного газа, а это означает и строительство соответствующего терминала. Построить такой терминал в порту Мууга планирует фирма LNG Estonia AS, которая принадлежит одному из лидеров Реформистской партии в недавнем прошлом, экс-министру охраны окружающей среды Хейки Краниху.

По наблюдению газеты Äripäev, любопытно и то, что "газовым вопросом" и энергетикой вообще заняты не реформисты из экономической комиссии парламента, в т.ч. и ее председатель, а непосредственно партийная верхушка, в частности генсек партии Кристен Михал. Иными словами — тут партийный интерес, причем чрезвычайно "денежноемкий", учитывая крутящиеся в энергетике суммы.

Ау, "зеленые"!

Примечательно, что член правления концерна Eesti Gaas Рауль Котов осадил вещающее о снижении цен правительство. Политики, по его словам, вводят общественность в заблуждение, утверждая, что цена после отделения основной сети пойдет вниз. И если бы терминал и газопровод между Эстонией и Финляндией были стоящими, т.е. окупаемыми, проектами, то, несомненно, Eesti Gaas вместе с финским Gasum уже давно его осуществили бы.

Конечно, Котов как лицо заинтересованное (вернее, незаинтересованное), возможно, отстаивает честь и интересы мундира. Но, во-первых, ведь и интерес противной стороны очевиден. А во-вторых, он упомянул ещё один чрезвычайно любопытный момент.

Газопровод между Эстонией и Финляндией по дну Финского залива входит в качестве естественного элемента в планы "освобождения" от газпромовской оккупации и включения в газопроводную сеть Северной Европы. А как же неминуемая экологическая катастрофа? Как пророчества академика Липпмаа о "тысяче атомных бомб"? Ау, "зеленые", вы где? Молчат.

Поделиться
Комментарии