В сентябре Эстонию посетили двое сотрудников Министерства иностранных дел США, Марта Лавджой и Чад К. Салитан, чтобы собрать информацию для глобального доклада о торговле людьми TIP (Trafficking in Persons — торговля людьми, англ.). США отправляют своих чиновников изучать ситуацию в мире каждые два года.

”Разница по сравнению с ситуацией двухгодичной давности заметна”, — прокомментировала М. Лавджой положение в Эстонии. По ее словам, важное изменение состоит в том, что в 2012 году Эстония наконец приняла закон, в котором впервые было определено понятие торговли людьми, а сама торговля определена как уголовное преступление.

По словам Лавджой, весьма важно, как государство позиционирует данное преступление и какой сигнал транслируется обществу. Другой важный вектор деятельности — обеспечение защиты жертв: ”Поскольку схемы вербовщиков становятся все более изощренными, наша борьба с их раскрытием обязана соответствовать этому уровню и быть еще искусней”.

За прошедшие два года составители рапорта TIP, конечно, тоже выделили случай Индрека Мандре, которого признали виновным в обмане почти сотни женщин и содействию вовлечения их в проституцию. Мандре в течение многих лет отправлял их танцевать в клубы Люксембурга, тогда как на месте выяснялось, что на самом деле от них требуется оказание секс-услуг.

Суд назначил ему в качестве наказания за это часы общественно полезного труда. Представители МИД США все же сочли это наказание чересчур мягким, учитывая объемы содеянного и число пострадавших. ”Очень серьезное преступление требовало бы все-таки серьезного наказания. Подобное деяние заслуживает тюремного заключения. Чтобы оно больше не повторилось и не пострадало больше жертв”, — утверждает Лавджой.

Чиновники нуждаются в обучении

По оценке американцев, для распознавания совершенствующихся приемов преступников необходимо обучить и противоборствующую им сторону, то есть полицейских, чиновников, судей, социальных работников. Теперь, когда в Эстонии существует отдельная статья закона о торговле людьми, следует приложить усилия для ее реального применения.

Поскольку торговля людьми является крайне скрытым видом преступности, выявить ее и впоследствии доказать ее факт в зале суда чрезвычайно сложно. К примеру, если в начале преступники дают жертве деньги, то впоследствии сложнее доказать, что это был случай торговли людьми.

По словам Лавджой, следует специально обучить чиновников тому, как распознавать жертв и помогать им. Пострадавшие находятся преимущественно в сложных социальных условиях. Важно обеспечить, чтобы жертвы, во-первых, получали социальную помощь, а во-вторых, представительство в суде. Она рекомендует правительству создать такие условия, чтобы пострадавшие могли смело рассказывать обо всем. Также важно обучить полицейских и прокуроров, чтобы те понимали, о чем на самом деле говорят жертвы, и выслушивали всю историю до конца. Детали здесь крайне важны.

”Жертвы сами не знают, какие у них имеются права и что говорится в законах. Поэтому нужно уметь задавать правильные вопросы и делать это деликатно”, — пояснила эксперт МИД США.

Лавджой добавила, что в случае торговли людьми нельзя ожидать, что с неба свалятся т.н. идеальные случаи, в которых все сразу ясно. Наряду с этим нуждаются в отдельном обучении трудовые инспекторы, которые распознавали бы случаи торговли людьми в своей сфере. ”Торговля людьми может быть и внутригосударственной. У людей долги, многих инвалидов эксплуатируют”, — привела пример эксперт.

Международная следственная группа

Стоит отметить инициативу Европейского союза, согласно которой будут сформированы единые надгосударственные следственные группы, изучающие международные сети торговли людьми. ”Международное сотрудничество очень важно”, — подтвердил и Чад Салитан.

Оценивая глобальное положение дел, составители рапорта TIP все-таки выражают оптимизм. Составленный в 2000 году Протокол Палермо, которым установлены права жертв торговли людьми и обязанности государств им помогать, на сегодня ратифицировали 157 государств. ”Все эти страны обещают бороться с торговлей людьми, и мы видим, как делается все больше удачных шагов в этой сложной, но крайне важной борьбе”, — признает Лавджой.

От редакции: Delfi публикует данный материал в рамках социальной кампании "Женщина — не товар!", которая проводится при сотрудничестве Эстонского союза женщин-юристов, НКО Eluliin и Евросоюза.

Поделиться
Комментарии