В Таллинн Даша впервые в жизни попала в середине ноября, в те самые дни, когда город атаковала всамделишная зимняя метель. В Москве снега еще не было — а у нас уже был, и какой! Без приключений, само собой, не обошлось.

Воскресным вечером юная актриса Дарья Мельникова и ее попутчица, исполнительный продюсер "Золушки" Лиза Троицкая должны были появиться в кинотеатре "Космос" на показе этого самого фильма. В гостинице, где они остановились, из-за бурана вырубился свет. Чтобы выйти из номера, девушки вынуждены были раcковырять дверной замок, из здания они выбирались впотьмах по пожарной лестнице. Путь до кинотеатра был усеян забуксовавшими в пургу автобусами, когда же девушки вошли в кинозал, выяснилось, что там ввиду погодных условий собралось хорошо если десять зрителей… Но Даша была довольна: когда еще выдастся такой экстрим?

Судьба и в "Орленке" найдет

Метель и Даша — старинные подруги: наша героиня родом из Омска, она коренная сибирячка и гордо рассказывает о своем "настоящем сибирском детстве": с морозами, с речкой около дома, с охотой, с рыбалкой… Правду говорят, что сибиряки все как на подбор горды, выносливы, свободолюбивы? А то! "Может быть, мой характер пока только формируется, но гордость и выносливость во мне заложены. И самостоятельность. Это уже не оттого, что я из Сибири, просто родители рано стали давать мне свободу".

Самостоятельность эта здорово пригодилась Даше, когда она нежданно-негаданно попала в Москву. До того были детские грезы: актерствовать, танцевать… Родители отдали девочку в танцевальную школу, в десять лет Даша впервые вышла на театральные подмостки — в постановке "Маленькая Баба-Яга". Ощущения, говорит, были невероятные. Театр! Спектакль! Хулиганство на сцене! "Я там торчала с утра до ночи. Пространство-время перестали для меня существовать. Я так хочу играть в театре!.." Говоря про театр, Даша словно рвется в бой.

Она не любит упускать счастливые случаи, и, может быть, поэтому ей дико везет. Когда Даша выступала с танцевальным коллективом на детском кинофестивале в пионерлагере "Орленок", она не подозревала, что на нее из толпы зрителей смотрит режиссер Юрий Морозов, ищущий актрису на главную роль в фильме "Золушка 4х4". Так их пути пересеклись, и Даша с разрешения родителей поехала на полгода в Москву — на съемки. "И как родители меня отпустили? Я когда ездила в какой-нибудь летний лагерь, сбегала оттуда через два дня, специально разрабатывала планы побега, настолько хотела вызволиться из этого ада и оказаться дома… Не выдерживала. А тут меня на полгода отпускают. Одну. Сниматься в кино! Это же невероятно для девочки 14 лет родом из Омска, которая мечтала попасть в рекламу какого-нибудь йогурта. Это было запределье какое-то, я даже не могла позволить себе о таком мечтать".

Как поют в той же "Золушке 4х4": "Все начинается с желаний…"

Серебряная запаска

Дебютный фильм Даши должен вот-вот выйти в российский прокат. "Золушка" снята в традиции советских сказок вроде "Питера Пэна", "Не покидай" или "Мэри Поппинс, до свидания": это и мюзикл, и фантастика, и комедия. Одна московская девочка очень любила мечтать — и намечтала себе техногенное королевство, в котором Золушка — дочь владельца бензозаправки, король вместо бала устраивает гонки, принц оценивает избранниц по объему не только талии, но и двигателя, фея дарит крестнице гоночную машину, а роль туфельки играет серебряная запаска. Получилась киберпанковая сказка на классический сюжет в декорациях то ли "Дюны", то ли "Безумного Макса": Золушка выигрывает королевский заезд, но после полуночи ее гоночный костюм превращается в лохмотья, бензин — в воду, автомобиль — в овощ…

Полгода, пока снималась "Золушка", юная актриса жила сначала в семье директора картины, потом у Лизы Троицкой, с которой они с тех пор — лучшие подруги. В свободное от съемок время (которого, понятно, почти и не было) Даша осваивала Москву: "Брала карту метро, изучала, говорила себе: ну что ж, на Охотный Ряд! Выходила наугад, шла куда-то, пыталась сориентироваться…"

Но вот съемки закончились — и Даша поняла, что никуда из Москвы не уедет: "Если не останусь — мой шанс будет потерян". Благо, ее взяли еще в один проект, сериал "Белка в колесе", который, правда, вскоре заглох, но свою роль в жизни Даши сыграл — как предлог для того, чтобы остаться в Москве. Родители в итоге дрогнули и тоже решили перебраться в столицу. Не все было гладко, не раз и не два семья обсуждала возможность вернуться в Омск. Но закончилось все благополучно — у Даши появилась работа, постоянная в том смысле, что "длится" она уже четвертый год: "Папины дочки".

Возвращаться, сжав зубы

Росла и взрослела Даша в актерском запределье: "Съемочная группа "Золушки" стала мне как семья. Это не пустые слова: съемочная площадка была моим вторым домом. Все, что в моей жизни происходило, происходило там". И опять Даше везло: и с режиссерами, и с экранными "отцами". Работать с Юрием Морозовым, говорит она, было абсолютно комфортно: режиссер поставил на Дашину "органику" — и не прогадал, юное дарование само придумало "танец Золушки", часть которого вошла в фильм. Потом были другие проекты — "Белка в колесе", "Такова жизнь", "Правила угона", "Папины дочки" — и другие режиссеры. Но "первый режиссер — это как самое первое, самое чистое чувство".

Не со всеми властелинами съемочных площадок работать было легко: "Я режиссеров понимаю — на одной органике не выедешь, а мастерство… Откуда я возьму мастерство? Я актерскому искусству не училась, и опыта у меня маловато. Скажем, режиссер требует от меня сильной, эмоциональной игры. Я думаю: если он меня взял, значит, я могу! Делаем много дублей. Со мной в кадре народные артисты, а я лажаю… Невыносимая ситуация! Наконец, мы снимаем дубль, который более-менее удачен. Я ухожу куда-нибудь, рыдаю, думаю: зачем мне все это нужно? А потом, сжав зубы, возвращаюсь на площадку".

Что до экранных семей, за два года Даша побывала "дочерью" и Петра Меркурьева, сына Василия Меркурьева и внука Мейрхольда (в "Золушке), и Андрея Леонова, сына Евгения Леонова (в "Папиных дочках"), и замечательного молодого украинского актера Александра Кобзаря ("Правила угона"). Это "отцы", а еще есть "сестры", четыре других "папиных дочки", с которыми Даша тоже стала не разлей вода: "У нас одна актерская комната на пятерых, мы постоянно болтаем, знаем друг друга наизусть…"

При всем том Даша встает на дыбы, если сказать при ней, что "Папины дочки" (у нас этот сериал показывает канал 3+) являет собой обычный штампованный ситком, стандартную комедию положений, каких в мире — тысячи. Для нее "Папины дочки" — это прежде всего огромный опыт, и работа над образом Жени Васнецовой была проделана, говорит она, никак не меньшая, чем работа над образом героини "Золушки 4х4". Естественно, сериал дает больше всего: популярности, славы, денег. Но для девушки, мечтающей стать актрисой, все это — не главное. Как говаривал Станиславский, блеск в глазах сыграть нельзя; добавим — нельзя ни за какие деньги.

Актерство — это прекрасно, но…

Толпы поклонников спортивной "папиной дочки" Жени Васнецовой иногда подозревают Дашу в меркантильности. Вот и кошку свою она назвала не абы как, а Доллари. Дарья смеется: когда кошку нашли, она была какой-то "долларовой" расцветки — не зеленая, нет, такая полосатая и очень смешная, и морда у кошки была серьезная, как лицо Джорджа Вашингтона на долларовой банкноте. Вот и захотелось назвать ее Доллари. Сокращенно — Доря.

А если серьезно — зарабатывать деньги Даше не в новинку: с 12 лет она трудилась "самым маленьким координатором в косметической компании" и на заработанные средства покупала родителям подарки. "Сейчас, когда заработки стали человеческими, я стала разумнее в плане трат… Впрочем, не уверена. Но мне определенно нравится то, что я зарабатываю столько же, сколько мама или папа, и родители ничего на меня не тратят. Я вношу свою долю в семейный бюджет. Конечно, не так много, как голливудские дети-актеры, которые обеспечивают всех родственников…"

Но голливудские дети ведь недолго остаются актерами, большинство юных звезд, взрослея, покидают фабрику грез навсегда. "Да, но вот — Натали Портман…" — "Верно. А Маколэй Калкин?" — "А его единственного все время и приводят в качестве примера, — парирует Даша. — С другой стороны, Дрю Бэрримор вернулась же в Голливуд, и все у нее хорошо. И Кира Найтли играет с восьми лет…" — "А ты не боишься, что тебя постигнет эта судьба — ты вырастешь, и тебя перестанут снимать в кино?"

Не боится. Разумеется, она хочет быть актрисой, сниматься у Никиты Михалкова, у Тома Тиквера, выйти на театральную сцену. Но. "Актерство — это прекрасно, однако заниматься им всю жизнь — не лучший вариант. Поэтому я хочу получить, кроме актерского, второе высшее образование, нормальное, чтобы, когда у меня появится семья, я в случае чего смогла ее обеспечивать. Работа — это когда у тебя стабильная зарплата выше средней, свой стол в офисе, когда ты сам — босс, а не подчиненный. Я понимаю, что не смогу стать боссом на заводе, я ничего не понимаю в инженерном деле или в экономике. Поэтому я хочу… Однажды я хочу открыть свою школу искусств".

Она с детства мечтала о собственной школе танцев, потому что без танцев она себя не мыслит; но ограничиваться только танцами нельзя, пусть из школы будут выходить и актеры театра, и актеры кино, и пусть при школе будет свой театр, в котором оставались бы лучшие выпускники, и каждый вечер туда приходили зрители, особенно дети; чтобы дети не болтались по улицам, а шли в театр. Но для того, чтобы всего этого достичь, нужно стать профессионалом — а это никому и никогда не давалось легко.

Период Бориса Виана

Съемки Дашиной учебе не мешали — главным образом потому, что она, в общем, "не большой фанат учебы". Любит читать, а зубрить не любит. Поэтому экзамены за 10-й и 11-й класс Даша сдала экстерном и в итоге закончила школу с приличным аттестатом. Одна тройка. По алгебре. Даша сокрушается: "Блин… Актерам математика не нужна, но, получается, я своим детям не смогу объяснить, что такое синус или косинус!" — "Папа сможет?.." — "Ага. Если он будет не актером…"

Зато читает Даша много и целенаправленно — составила себе список "самого-самого" и шпарит по нему с большой скоростью. Позади любимые Чехов и Лермонтов, Булгаков и Достоевский, Сент-Экзюпери (куда без него в юности?) и Ричард Бах с "Чайкой по имени Джонатан Ливингстон". "Потом у меня был период Харуки Мураками. Потом — Сэлинджер, "Над пропастью во ржи", этот роман очень легко пошел. Сейчас я читаю "Пену дней" Бориса Виана. Целая культурная программа! Мне многое нравится, может, в силу возраста…"

В этой оговорке — вся Даша Мельникова: она отчетливо понимает, что нельзя стоять на месте, надо все время двигаться, познавать мир, расти над собой, а не чахнуть уныло над уже накопленным творческим златом. Этим летом она не поступила ни в Школу-студию МХАТ, ни в РАТИ, куда так рвалась. Переживает? Конечно. Жалеет? Судите сами: "Во МХАТе курс набирал замечательный режиссер Кирилл Серебренников. Я прошла несколько туров, но он меня не взял. Он набрал отличный курс. Мне было 16 лет… мне и сейчас 16 лет, но я сильно изменилась за эти полгода, оставила во МХАТе кусочек сердца, набралась опыта, снялась в двух фильмах, начала сниматься в третьем — и я понимаю, что при поступлении делала все неправильно. Так что, я думаю, Кирилл Семенович правильно сделал, что меня не взял. Но на следующий год я буду поступать снова".

Алиса нового поколения

Любимая актриса Даши — Одри Хэпберн ("Я на нее не похожа в жизни, но она для меня — как идеал"). Однако сравнивать ее будут, если все сложится удачно, с другой актрисой, вскружившей голову сотням тысяч советских мальчиков — Наташей Гусевой, эталонной Алисой Селезневой из цикла книг Кира Булычева. "Гостья из будущего" — картина культовая, и всякая следующая кино-Алиса должна это понимать. Даша — понимает. Она — следующая.

Фильм "Приключения Алисы. Пленники трех планет" должен выйти в прокат в 2010 году. В августе 2008 года отсняли первую серию эпизодов — "экшн среди динозавров". Собственно ископаемых ящеров изготавливают только сейчас, следующим летом наступит очередной этап съемок (если, конечно, кризис не развалит киноиндустрию — тьфу-тьфу-тьфу.) Поклонники Наташи Гусевой, естественно, не признают узурпаторшу светлого образа Мельникову Д. и заранее оплакали не снятое еще кино. Тем более что новая Алиса будет совсем-совсем другой: во-первых, взрослой, 16-летней, с чувствами, любовью и своим пониманием жизни, во-вторых, современной, то есть — не советской. Скорее Даша играет Алису поколения "индиго". "Впрочем, — добавляет она, — мы пока в процессе создания образа".

"После "Пленников трех планет" поклонников, которые уже досаждают тебе ночными звонками, станет на порядок больше, и ты рискуешь личной жизнью — ты это понимаешь? Наташа Гусева в итоге вышла замуж за поклонника. А тебя в России благодаря "Папиным дочкам" и так на улицах узнают…" — "Я понимаю. Но я все равно выйду замуж за человека, которого полюблю. И потом, актерство — это всегда жертва, всегда самоотдача. Сейчас папарацци за мной не бегают, а я все равно сдерживаю эмоции на публике. Если уж я оказалась в „актерском" мире, приходится соответствовать".

Даша Мельникова мечтает о многом. "Прогресс есть. Правда, не все получается так быстро, как хотелось бы…" Но начинается ведь все с желаний. С мечты.

Поделиться
Комментарии