Евросоюз, снабжение которого газом на 70 процентов зависит от России, уже задумался об уроках новогоднего кризиса и намерен искать альтернативных поставщиков. Правда, делаться это будет десятилетиями, и в результате доля российского газа в европейских газопроводах сократится не более чем до 50 процентов.

О желании уменьшить газовую зависимость от России вчера заявила и Турция. Правда, выгодное географическое положение дает этой стране возможность без особых затрат подключиться к другим, помимо российского, газопроводам.

Эстония десятилетиями сидит на российской газовой трубе, и когда "Газпром" в конце минувшего года объявил о намерении повысить для нас цену на газ, мы безропотно согласились. Газ теперь для нас обходится дороже, но он есть.

Однако, как показал начавшийся год, в перспективе газ, как и другие энергоносители, способны преподнести нам любые, в том числе и весьма неприятные, сюрпризы. Чего мы можем ожидать и какие уроки должны извлечь из новогоднего газового кризиса? С этим вопросом мы обратились к нашим политикам и предпринимателям.


Эйки Нестор, депутат Рийгикогу от Социал-демократической партии:

 — Мы сидим на конце ведущей из России газовой трубы, и в обозримом будущем я не вижу других вариантов. Поэтому на случай, если давление в этой трубе упадет, мы должны иметь стратегические запасы газа. Это, кстати, касается всей Европы. Если же думать о том, чтобы уменьшить нашу зависимость от российского газа, то здесь нужно вести речь об альтернативных источниках энергии. И наиболее реальным из них сейчас является атомная энергетика. Это непопулярное заявление, но, на мой взгляд, это факт. Любая другая альтернативная энергетика — например, с использованием ветра — может существовать только вместе с другими видами. Если же смотреть на нашу энергетику с дальним прицелом, то для нас главной проблемой является не газ, а сланец. Во-первых, сланцевая энергетика — это очень затратно в производстве, а значит, дорого для потребителей. Во-вторых, сланец когда-нибудь кончится. Есть вариант перевести производство электроэнергии на тот же газ, однако здесь мы сталкиваемся с упомянутыми выше проблемами.


Юрий Прокопенко, директор Maardu Raudtee:

 — Эстония с момента выхода из СССР выстраивала свои отношения с Россией на рыночных принципах. В отличие от Украины, которую до сих пор нельзя назвать полностью рыночным государством, — я знаю об этом, потому что много общаюсь с бизнесменами и представителями властных структур из этой страны. В результате, когда перед Украиной поставили два варианта: или переходить с Россией на рыночные отношения, или, подобно Белоруссии, оставаться российским сателлитом, — Киев начал метаться, и получил то, что получил. Я не вижу причин, по которым в Эстонии могла бы создаться подобная ситуация, хотя полностью ничего исключить не могу. Полная стабильность в отношениях с Россией для нас наступит лишь после того, как она окончательно перестанет воспринимать нас как бывшую советскую республику. А для этого там должно смениться еще одно поколение политической элиты.


Владимир Вельман, депутат Рийгикогу от Центристской партии:

 — Прежде всего, хочу отметить, что, в отличие от Украины, Эстония в данный момент ведет себя экономически безупречно: Eesti Gaas вовремя заключает договоры с "Газпромом", и никаких проблем с поставками у нас нет. С политической точки зрения, прежде всего, хочу напомнить пословицу: не нужно кусать руку, которая тебя кормит. Если уж ситуация сложилась так, что снабжение Эстонии газом зависит от монополиста, не имеет смысла его раздражать, поскольку от этого будет хуже нам самим. В стратегическом плане, мне кажется, нам все же нужно думать об альтернативных источниках поставок газа. Например, это может быть газопровод между Эстонией и Финляндией — конечно, в том случае, если это не будет отвод от российско-финляндской газовой трубы. Наверное, возможны и другие варианты, но их нужно искать и просчитывать.


Энн Вескимяги, президент Центрального союза работодателей:

 — Нельзя смешивать политику и экономику. У Эстонии могут быть какие угодно отношения с Россией, однако это не мешает Eesti Gaas своевременно подписывать договоры о поставках газа с "Газпромом". А что сделала Украина? Оттягивала подписание жизненно важного для страны контракта до последнего момента. Мы знаем подоплеку этих событий и можем утверждать, что здесь сыграла свою роль политика. Да, мы зависим от российских поставок, и вряд ли реально перейти, например, на туркменский газ, так что нужно реально смотреть на ситуацию и вести себя соответственно.


Янно Рейльян, депутат Рийгикогу от Народного союза:

 — Этот урок очень старый: энергетическая зависимость от другого государства чревата неприятностями. Причем не важно, от какого государства, — не случайно же наша партия выступала против продажи электростанций американской компании. Случай с Украиной подтверждает нашу правоту и в том случае, когда мы выступали против идеи перевести наши электростанции со сланца на газ. Конечно, из-за своего географического положения мы вынуждены зависеть от российских нефтепродуктов и газа, однако по возможности эту зависимость нужно уменьшать, с тем чтобы отключение одной газовой трубы не поставило нас на грань краха. В свое время шла речь о создании европейского газового круга, который связал бы между собой все страны Европы и снабжался бы от многих поставщиков. Наверное, это сократило бы связанные со снабжением газа риски.


Марко Михкельсон, депутат Рийгикогу от Res Publica:

 — Российско-украинский, а точнее, российско-европейский газовый кризис показал, что Россия способна использовать энергоносители в качестве внешнеполитического оружия. В связи с этим Евросоюз, несомненно, должен задуматься о своей зависимости от России. Отдельно взятой Эстонии это, конечно, сложнее, поскольку на протяжении последних десятилетий мы практически полностью зависим от России в поставках не только газа, но и нефтепродуктов. Полезно было бы изменить ситуацию — ведь мы же планируем построить электрический кабель между Эстонией и Финляндией, наверное, есть возможность получать из других источников и газ, и нефть — хотя бы частично. Однако двигаться в этом направлении, мне кажется, нужно естественным путем, а не насильно перестраивать имеющуюся систему. Впрочем, я надеюсь, что Россия не будет использовать нашу зависимость от нее в плане энергоносителей для решения политических задач.

Поделиться
Комментарии