В Таллине состоялась IV конференция российских соотечественников, проживающих в Эстонии. Накануне этого события в Интернете развернулась бурная дискуссия по поводу направлений развития движения соотечественников. Начало конференции подтвердило раскол движения.

Едва успели прозвучать гимны Эстонии и России, которыми открывалась конференция, как сразу несколько членов Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) — Геннадий Сухов, Владимир Илляшевич и Юрий Мишин — потребовали исключения из повестки дня двух пунктов: выборы нового состава в КСРСЭ и выдвижение представителя от Эстонии во Всемирный Координационный совет российских соотечественников (ВКС). Они обосновали свои требования тем, что делегаты, отобранные для участия в конференции и проведения выборов, не могут полномочно представлять соотечественников Эстонии.

Отбором делегатов (коих оказалось 52) занимался тот же КСРСЭ в контакте с посольством РФ в Эстонии. Так что формально речь идет о конфликте группировок внутри КСРСЭ. В то же время основные претензии оппозиционеры предъявляли к еще одной организации с труднопроизносимым названием — Совету объединений российских соотечественников в Эстонии (СОРСЭ), во главе которой стоит Сергей Сергеев, одновременно состоящий в КСРСЭ.

Владимир Илляшевич предложил вообще отложить конференцию — по крайней мере, до августа, когда взамен нынешнего посла России Николая Успенского в Таллин прибудет новый российский посол. В случае невыполнения их требований оппозиционеры пригрозили покинуть конференцию, которую Юрий Мишин назвал "фарсом". Однако большинством голосов делегатов их требования были отклонены.

Сидевшие в президиуме вместе с послом Успенским члены КСРСЭ Сергей Сергеев, Анатолий Егоров и Андрей Красноглазов ничего против их ухода, судя по всему, не имели. Егоров заявил, что интересы у оппозиционеров "чисто личностные", и никакого отношения к настоящим интересам соотечественников не имеют.

После ухода оппозиционеров Егоров с удовлетворением отметил, что "подковерные игры не остановили конференцию". Действительно, все пошло согласно повестке дня. Были избран новый состав КСРСЭ из двенадцати человек, из числа которых был, в свою очередь, выбран представитель Эстонии во Всемирный координационный совет.

Им стал мэр города Маарду Георгий Быстров. Затем было принято Положение о КСРСЭ, заявление в защиту партизана Василия Кононова, преследуемого латвийскими властями, а также была принята финальная резолюция. Правда, предложенный проект Положения о КСРСЭ специальный гость конференции Димитрий Кленский назвал в своем выступлении "галиматьей", а юрист Сергей Середенко поблагодарил Кленского за это определение, которое ему уже не пришлось повторять в собственной оценке.

Конференция дисциплинированно выполнила все пункты повестки. Но вопрос структурирования движения соотечественников остался. Наверху пирамиды движения соотечественников находится КСРСЭ, который, как оказалось, не имеет никакого юридического статуса. По мысли сторонников такого "фантомного статуса", он является экспертным органом. На вопрос, кто же эти эксперты, Егоров заявил, что он, например, инженер — а значит, может быть и экспертом. "Мы не юристы, мы общественники", — сообщил Егоров.

Выступления посла Успенского и директора департамента МИД РФ по работе с соотечественниками Александра Чепурина особой ясности в отношении структурирования движения не внесли. "Равноправие и партнерство, а не патернализм" — рефрен выступления посла, "мы — дружественная сила" — мессидж Чепурина.

Кроме того, Чепурин четко дал понять, что "документирования" соотечественников, вроде "карты соотечественника", не будет. Подобное уже пытались делать поляки и венгры, и результаты получились плачевные. Он также прозрачно намекнул на достойную позицию китайской и турецкой диаспор, которые работают на историческую родину, а не она на них. По мнению мидовца, "уходить и скандалить", как это произошло на конференции, — это не метод, тем более, что слишком многие силы работают против консолидации русских в Эстонии.

Поделиться
Комментарии