Конечно Британия, это не только Лондон. Лондонца мы не можем представить, как представляем себе москвича или парижанку, так и про… сказать — вот типичная Британия. Но есть что-то, что не позволяет назвать Британию островом, а англичан — населением.

Огородившись кольцевой М25, Лондон гигантским магнитом втягивает в себя все цвета большого мира, поражая и восхищая богатством, возможностями, безразличием и историей. К выходным выпуская щупальца бесконечных колонн сверкающих авто англичан, жаждущих подышать запахом навоза и причесать косилкой прабабушкин газон. Все крупные и большие города Англии, это маленькие копии Лондона, с их соборами, словно не достроенными, без шпиля, с магазинами, шумом, парками и китайско-индийскими кормушками. Здесь как и в Лондоне, за центром следуют бесконечные улицы двух-трёхэтажных домиков сросшихся боками, спальные районы, где без проводника легко заблудиться среди типичностандартных особняков с нелепыми гномиками и корытными фонтанчиками на пятачке частной территории. Англичанина трудно поселить в многоквартирный дом, может поэтому идеи евросоюза ему не по нраву.

Другое дело маленькие города и посёлки, состоящие из одной улицы с умирающими в тисках глобализации супермаркетов магазинами. С тротуаром по одной стороне или даже совсем без. Действительно, зачем он нужен, если к соседям за солью ходить не принято? Здесь афроангличанина, чалму или паранджу, можно встретить не чаще чем в Псковской области. Здесь люди здороваются при встрече и их улыбка не только стандартная гримасса. Наверно здесь и есть тот оазис, где получают подпитку английским духом и где за оскорбление дают в ухо не оглядываясь на адвокатов и полицию. B пабах, ставших клубами, играют музыку с винила, предпочитая печёную картошку — фри. Не имеет значения, краснокирпичный это посёлок, сероизвестняковый, белёный и с соломенными крышами, любой дом, это несколько историй США. Музей под открытым небом, где под навесом может стоять бентли начала прошлого века, древний трактор, а перед домом, последний компрессорный мерседес (на мой взгляд такое количество старины на колесах объясняется в первую очередь — было жалко выкинуть. Пыхающий сизым дымом тарантас, явление здесь каждодневное.

Ну а любовь к только английскому не заслоняет логику, что английское, это не самое лучшее. Почему немцы, французы и шведы вытеснили ягуары и утопили ровер). На домах нет номеров. Каждый дом носит свое собственное имя, как корабль. Хотя в соседнем посёлке эти названия повторяются на 80%. Нет звонков на двери в которую без поклона не войти, обязательно бронзовая колотушка. Окна со свинцовым переплётом, размером с почтовую открытку. Нет, конечно бассейн (бань нет!), домашний кинотеатр, комп и всё, что необходимо современному человеку имеется, но думаю привидениям, которые там несомненно должны обитать за камином, всё это кажется бесмысленным. Надо ещё сказать, что даже новые дома во многом копируют старину. Здесь не строят из гипсовых плит, обклеивая их псевдокладкой. Ни одной крыши из жести под черепицу я не видел. Хоть окна будут стеклопакетные и на кухне уже стоит современная мойка со смесителем, то в умывальнике ванной по прежнему будут раздельные краники для холодной воды и кипятка. Всё по настоящему, всё на века. Всё на века не значит, что мне до конца моей жизни. Даже в маленьком городке обязательно будет контора по торговле недвижимостью. Плакаты "Продаётся" по своему количеству соперничают со знаками ограничения скорости. При желании и возможности, они помогут вам прикупить …холл с колоннами, беззубыми от старости каменными львами и камином, где можно припарковать "mini". Там будет всё то, что пришлось бы покупать у антикваров нам, ручные косули, павлины, горничные, садовники и конюх. Такие фазенды ведь не знали разграблений, национализации и перестройки в коммунальное жилище.

Тесно в Англии. Большинство дорог в сельской Англии, это петлявая полоса асфальта шириной в полтора авто, утонувшая в лабиринте непроходимого кустарника. Здесь нет обочины, здесь есть карманы, где пропускают тебя или пропускаешь ты. Прав тот, кто моргнув фарами, пропускает. Сколько нашего народа побилось бы и побило бы друг друга, будь такие дороги у нас? Даже в поселках, где логика подсказывает, а не снести-ли этот забор, стоит сфетофор и разруливает встречные потоки. Поля под замком и колючей проволокой и та клетчатая Англия, которая видится из иллюминатора самолёта, результат разгораживания, история выдавливания тех, кому не досталась своя клеточка. Может поэтому английский язык стал государственным не только в Британии, но и языком международного понимания.

Кому в Британии жить хорошо? Конечно лошадям, чьи печальные глаза только дань породе. Неспешно чапающие на лошадях всадники взирают на вас с видом постигших нирваны. Лошади упитанные, холёные, не знающие кнута. Конефермы делают своих хозяев такими же упитанными и холёными, не знающими нужды. Здесь умудрились сохранить равновесие между аппетитом города и своим безбедным фермером. Липучка с британским флагом на яблоке, клубника, с царапинами от мозолей фунтовых сборщиков или крупным шрифтом "Британская баранина" не отпугивают своей ценой. Запахи скошенного сена, навоза, трактора с вереницами тянувшихся за ними авто, резиновые сапоги в глине возле входной двери, всё то, что исчезает из нашей жизни. Абсолютно непослушные собаки, которых редко меньше двух в доме, коты в ярких ошейниках и стерилизованные кошки, равнодушные к дроздам, все те, кто в городе умещаются в тамагочи и кактус на подоконнике. Всюду красуются глупые фазаны, вездесущие кролики и вороны, поклёвывающие их в давленном виде на асфальте. Я даже подозреваю, что эти исчадия Ада специально подзуживают последних прыгнуть вам неожиданно под колеса. А как обьяснить пасущихся лам, ослов, оленей? Чего только нет, так это волков. Может поэтому не запирают двери, ворота, оставляют нараспашку окна. Здесь не ставят рамки на входных дверях магазинчиков и молочник выставляет бутылочки к двери, когда хозяева ещё спят. Почтальон оставляет посылку там-же, не волнуясь замочить в полутуман-полудождь вашу прессу, или нет.

Временами разрывая тишину, над крышами домов проносится истребитель или вертолёт ВВС. Дело привычное, где ещё летать, ездить или стрелять? Совсем недалеко от "Stonehege", где вокруг шутки проангличан водят хороводы туристы с фотокинотехникой, медитируют просветлённые и просто делают деньги, разносятся раскаты орудийных выстрелов и стоят знаки "Tank grossing". Когда-то и мы так считали, что это почётная обязанность. Но как-то странно выглядит девица в хаки, с раскрашенным под тигровую креветку лицом, покупающая сниккерс на заправке. Нет, англичан не мучает вопрос на чьей стороне и за кого воевали? Они всегда знали, что за Британию. В подтверждение тому каменные кресты в каждом посёлке с именами, которые не забыты.

Конечно, Британия — это не только Лондон и не просто остров.

Поделиться
Комментарии