Кайтселийтчик подчеркнул, что не является помощником полицейского. Этот факт показался нашему собеседнику особенно важным, поскольку он помнит, что по закону задачей военизированной организации Кайтселийт является оборона страны от внешнего врага. Между тем, он ничего не слышал о готовящейся в отношении Эстонии внешней агрессии.

Слухи были, подтверждений нет

Напомним, что еще в прошлом году в Эстонии ходили настойчивые слухи о том, что в подавлении массовых беспорядков в апреле участвовали не только полиция, но и Кайтселийт, а также некоторые кадровые подразделения Сил обороны, в частности, Скаутский батальон. Правительство пыталось опровергнуть эту информацию, утверждая, что если в полицейской спецоперации и участвовали кайтселитчики, то только те, кто зарегистрировался в качестве помощников полицейских. В связи с этим появилась очередная неофициальная информация: якобы тех военных, которые разгоняли народ, записали в помощники полицейских задним числом — с тем, чтобы сохранить хотя бы видимость законности.

Отметим, что согласно Закону о чрезвычайном положении, вооруженные силы, в том числе и Кайтселийт, могут быть использованы "для устранения вызванных чрезвычайным положением угроз" только по предложению правительства и с одобрения президента. Как известно, чрезвычайное положение в прошлом апреле никто не объявлял.

Готовности нет, но если что, готовы

"Мы уверены, что организация работы полиции находится в такой готовности, которая позволит обеспечить общественный порядок и безопасность людей", — заверила нас заместитель руководителя отдела по связям с общественностью Министерства обороны Аари Леммик. Она добавила, что действия помощников полицейских регулирует соответствующий закон, а участие Кайтселийта в действиях полиции, соответственно — Закон о Кайтселийте. А пункт первый 16 параграфа Закона о Кайтселийте гласит: "Член Кайтселийта может принимать участие в действиях полиции на основании Закона о помощниках полицейских".

В то время как министерство не опровергло поступившей к нам информации о приказе к готовности, само ополчение ответило более конкретно.

"Кайтселийт не находится в двухчасовой или какой-либо другой боевой готовности", — заявил Неэме Брус, руководитель по связям с общественностью Кайтселийта.

Законы-то есть, только не соблюдаются

"Все верно, у нас есть Закон о чрезвычайном положении, но силы обороны не вели себя в рамках закона и год назад, не ведут и сейчас", — прокомментировал нынешнюю ситуацию директор центра Алексей Семенов. По его сведениям, несмотря на закон, в прошлом году силы Кайтселийта были использованы, причем наряду с недостаточно подготовленными помощниками полицейских.

С 30 апреля 2007 года Центр информации по правам человека принимал сообщения от людей, пострадавших от действий полиции во время "бронзовой ночи". Сотрудники центра зафиксировали более 50 обращений, которые позднее были оформлены в виде официальных жалоб и отправлены в прокуратуру и канцлеру права.

"Территория зоны проведения полицейской операции не была четко обозначена, а "центр города", о котором говорила полиция, где он? Он был как-то огорожен?" — вспоминает правозащитник, отмечая, что Кайтселийт нельзя использовать, если нет вооруженного нападения.

"Так к чему они готовятся?" — недоумевает Семенов.

В предстоящие дни у стражей порядка стоит одна цель, не допустить повторения прошлогодних событий.

Поделиться
Комментарии