В частности, в интернет-дневнике грузинского МИДа черным по белому написано: "8 августа в результате массированной бомбардировки Цхинвали российскими военно-воздушными силами и артиллерией этот город почти полностью разрушен. Бомбардировка имела место во время трехчасового моратория на обстрел, объявленного правительством Грузии. Жители города не могут воспользоваться созданным грузинской стороной "коридором безопасности" и выбраться из зоны военных действий. Грузинская сторона прикладывает все усилия, чтобы облегчить тяготы жителей региона". Далее отмечается, что Грузию ужасают "варварские действия России, нарушившей Олимпийский мир".

Пикейные жилеты атакуют

Вот так — не больше и не меньше: Россия разбомбила Цхинвали, Россия нарушила мораторий, Россия наплевала на Олимпийский мир. И это, на секундочку, не абы кто пишет — это официальное заявление МИДа суверенного государства. Отсюда недалеко до утверждений Марта Лаара: Россия убивает людей на "оккупированных территориях", то есть в том же Цхинвали, чтобы потом обвинить в кровавой работе Грузию…

Вранье? Правда? Положим, в случае с Лааром можно сразу сказать, что верить ему нельзя, — будучи советником грузинского президента, Лаар попадает в категорию "заинтересованные лица", неважно, бесплатно он "советует" или очень даже за деньги. Загвоздка в том, что даже если комментатор нейтрален, все его оценки (или, не дай бог, "позиция") — это в лучшем случае говорильня, от которой ничего не зависит. В худшем — болезнь пикейного жилета, которой люди творческих профессий страдают сплошь и рядом, от Юлии Латыниной до Сергея Лукьяненко: мучающийся от давления мыслей на черепную коробку человек чувствует облегчение, когда высказывается на людях. Ничего нового пикейные жилеты, как правило, не сообщают, они могут лишь интерпретировать то, что читают в Сети и видят по телевизору. Но на это способен любой обыватель — и вы, и я.

Раньше, когда СМИ были не столь развиты и далекие войны воспринимались как нечто абстрактное, разговоры типа "Саркози — это голова" были, наверное, к месту. Когда на экране ты ежечасно видишь трупы и беженцев, желание прислушиваться к пикейным жилетам пропадает. Есть много других способов самоутверждения, куда менее пошлых, нежели досужие мысли о самой настоящей войне.

Можно, конечно, вообще забыть о том, что где-то кто-то кого-то убивает, и пойти пить пиво, но, слава богу, не все представители вида "человек разумный" способны на тотальное равнодушие. Остается полагаться на журналистов — если на них, конечно, можно полагаться.

Подтвердили и опровергли

Для сообщества людей, у которых "новости — наша профессия", конфликт в Южной Осетии стал неожиданностью. Даже популярные новостные телеканалы оказались в тупике: начиная с 9 августа дикторы BBC и CNN признавались, что не в состоянии сказать, что происходит. В тот момент Цхинвали занимали одновременно грузинские войска (по версии Саакашвили) и российские (по версии Генштаба РФ).

Те, у кого есть Интернет, льнут к новостным лентам, но и там творится черте что: "Россия и Грузия договорились о создании двух гуманитарных коридоров для эвакуации беженцев… Грузия опровергла факт договоренности"; "МВД Грузии объявило о выводе войск из Южной Осетии… Российские миротворцы опровергли эту информацию". Пока я писал этот абзац, глава совбеза Грузии заявил, что в Гори находятся 50 танков противника, Россия сказала, что это неправда, вслед за чем появилась новость с заголовком: "Журналисты в Гори подтвердили и опровергли, что в Гори вошли российские войска". "Да" и "нет" в одном предложении — это финиш.

Национальные спутниковые каналы финансируются и контролируются властью, а значит, доверять им полностью нельзя. "РТР-Планета" дозировала информацию точно так же, как Adjara TV: россияне молчали о последствиях бомбежки грузинских городов, делая упор на положение в Цхинвали, грузины, наоборот, постоянно крутили кадры из Гори и Поти, делая вид, что почти стертого с лица земли осетинского города попросту не существует. Оба канала рисовали своих политиков как миротворцев, а чужих — как злобных безумных агрессоров, и это естественно; чего еще ждать от СМИ воюющих сторон, как не пропаганды? Понять что-то можно, лишь сопоставляя новости с обеих сторон.

Положение усугубляется тем, что визуальный ряд (будь то телевизионная "картинка" или фотография) тоже может лгать. Одни и те же кадры грузинское ТВ показывало как вид Гори, пострадавшего от россиян, а российское ТВ — как вид Цхинвали, пострадавшего от грузин. Разошедшаяся по всему миру фотография, на которой запечатлен плачущий от горя грузин из Гори, появилась в газете Eesti Päevaleht с подписью "Осетин оплакивает мертвого брата".

В голове любого нормального человека два абсолютно разных потока информации не могут породить ничего, кроме замешательства. Говорят, это и есть пресловутая информационная война. Получается, верить нельзя никому?

Случай так называемого вранья

Самое удивительное, что истина все-таки торжествует, как бы кто ни старался закрасить белое черным и наоборот. Причем торжествует там, где этого ожидаешь меньше всего. В дни войны адекватнее прочих повели себя международные новостные каналы — BBC, CNN и Euronews (последний, говорят, даже обвинили в том, что его на корню купили русские). Растерянность там царила, пока собкоры не добрались до Цхинвали, Тбилиси и Гори. Дальше началось сопоставление слов и реальности. Новости BBC: за прямым включением из Цхинвали (грузинские войска в кадре обстреливают город) следует прямое включение из Тбилиси (Саакашвили заявляет, что Грузия прекратила огонь). Ведущий почти в ужасе: "Но наш репортер говорит, что все не так!"

То же повторилось в передаче BBC "Hard Talk" ("Суровый разговор"). Спикер грузинского парламента утверждал, что Цхинвали разбомбили русские, на что ведущий заметил: "Сотни беженцев из Южной Осетии свидетельствуют, что город бомбили грузинские войска". Ответ спикера был, мягко говоря, невнятным.

И это уже не информационная война, которую устраивают профессиональные и доморощенные политологи, упокоив зады в мягких креслах. Инфовойна, по сути, нужна только политикам, которые безумны каждый по-своему (кто хочет остаться или стать президентом, кто одержим оккупационным прошлым, кто глуп), и еще тем, кто на этой войне зарабатывает деньги. Обычным людям информационная война по барабану — от ее исхода, в конце концов, ничего не зависит, ибо политики и бизнесмены телевизор не смотрят.

Неравнодушному обывателю нужна правда. Узнать ее все сложнее, но нет худа без добра — наряду с тенденциозными журналистами есть и те, кому дорога если не истина, то репутация. Мир, наконец, дошел до точки, после которой "случаи так называемого вранья" вскрываются довольно быстро, как бы хорошо ни работали специалисты по пиару. Мир перестает быть черно-белым. Можно сколько угодно твердить на митингах о свободе и демократии, но вранье останется враньем.

Как вести себя в такой ситуации, каждый решает сам. Патриотизм не обязан быть истеричным, с выпадами против "Грызунии", "Сакашвали" и "мерзких пидарасов". Во время русско-японской войны св. Николай Японский, русский миссионер, живший в Токио, писал: "Не будучи на войне, живешь войной. Никак не можешь отделаться от мысли о ней ни в занятое, ни в свободное время; и ночью, в сновидениях, она мучает. Это, должно быть, и есть то, что называется патриотизмом… И еще хорошо, что все японцы вокруг меня так деликатны: о войне никто ни слова, о японских победах тем меньше; а лица такие сиротные, как будто в душе нет радости и торжества, которые так же естественны при их постоянных победах, как моя печаль при наших постоянных поражениях".

Поделиться
Комментарии