В основе фильма история талантливого молодого человека (его играет Андрей Мягков), который решает посвятить себя шахматам, при этом жертвуя, как и предполагает его увлечение, всем: молодостью, дружбой, любовью. Всё положено на алтарь богини шахмат Каиссы.

Даже во время похорон отца юный шахматист решает сложный этюд, а когда к нему стучится учитель (в этой роли появляется Ефим Копелян), будущий чемпион, не отрывая глаз от доски, говорит: ”Сейчас вы скажете: ”Ты теперь мужчина в семье” — ”Зачем? Ты и так это знаешь”. — ”Давайте лучше сыграем”.

Шахматы в начале 70-х были одним из главных видов спорта в Советском Союзе, шахматные книги расходились многотысячными тиражами, шахматные рубрики были очень популярны даже в далеко не в специализированных шахматных изданиях (например, "Наука и жизнь" или юношеский "Костер"). Гроссмейстеры в то время жили едва ли не привилегированнее других спортсменов: регулярно выезжали за границу, оставляли себе часть призовых с коммерческих турниров.

Всё это находит отражение и в фильме уже не юного в ту пору фронтовика Сергея Микаэляна: за шахматными баталиями следят у черно-белых экранов болельщики, толпы собираются у демонстрационных досок, поклонники в игровых залах берут у гроссмейстеров автографы.

В фильме снимался ряд известных советских гроссмейстеров. Довольно серьезная роль у Михаила Таля — он с коллегами анализирует турнирные партии — как всегда остроумен и обоятелен. Вот садится за доску чемпион мира Тигран Петросян, вот смотрит куда-то в сторону лучший шахматист в истории Эстонии Пауль Керес. Его лицо мелькает в кадре лишь однажды — на представительном шахматном турнире Керес готовится к партии, которую ему предстоит сыграть черными. Но трагическая судьба ждала кинокартину из-за участия еще одного советского шахматиста — причем в одной из главных ролей.

Дело в том, что тренера главного героя играет Виктор Корчной. Роль Виктору Львовичу удалась, но беда в том, что через год после выхода фильма после проигрыша претендентского матча Анатолию Карпову Корчной дал интервью агентству ТАНЮГ, в котором допустил негативные высказывания в адрес победителя, а главное — дал понять, что его проигрыш был результатом давления ”сверху”. Его сразу сделали невыездным и только после вмешательства Карпова снова позволили участвовать в международных турнирах - все-таки многократный чемпион Союза. Корчной воспользовался снисхождением шахматной федерации и на турнире в Голландии попросил политического убежища. Такое в СССР не прощалось. Корчного лишили всех спортивных званий, а вскоре и гражданства страны, сцены с его упоминанием были вырезаны из фильмов (пострадала, например, реплика из "Берегись автомобиля"), но особенно досталось "Гроссмейстеру". Роль Корчного в фильме оказалась слишком заметной, перемонтировать фильм было невозможно, так он и пролежал на полке до перестройки (спасибо, что не уничтожили), а в 90-е уже стало не до шахмат.

Впрочем, газета "КоммерсантЪ" не согласна с такой однозначной трактовкой событий. Вот что пишет издание в очерке о драматурге и сценаристе Леониде Зорине (в числе его шедевров, например, "Покровские ворота"):

Самый удивительный его фильм — ”Гроссмейстер” (Сергей Микаэлян, 1972). Его полное забвение объясняют тем, что большую роль в нем сыграл натуральный четырехкратный чемпион СССР по шахматам Виктор Корчной.


В том же году, обозленный проигрышем Анатолию Карпову, он дал югославскому агентству, что называется, провокационное интервью, а затем вообще эмигрировал. Но это объяснение ложное. ”Гроссмейстер” — загадочная притча за гранью спортивного жанра — забыт, потому что необъясним. Пусть герой, нежно и угрожающе сыгранный Андреем Мягковым, чужд бытовым чудачествам. Он — инопланетянин, для него жизнь — помеха, условность, в лучшем случае — глина в руках мастера.

Зорин, профессиональный шахматный обозреватель, явно думал не о шахматах — о них меньше всего, а о природе таланта как такового. ”Гроссмейстер” — его самоанализ, признание в сложных отношениях с реальностью, своего рода зашифрованное послание будущим читателям и зрителям.

Так или иначе, большинство зрителей узнало о фильме много лет спустя его выхода на экраны, Мягков стал настоящей звездой после "Иронии судьбы…", Корчной дважды сразился за мировую шахматную корону, потом играл до глубокой старости, а Леонид Зорин вскоре написал сценарий к "Покровским воротам". Ну а "Гроссмейстер" давным давно перекочевал с полки хранилища Госкино в общий доступ и посмотреть его можно в YouTube. Посмотрите и начинайте играть в шахматы.

Прочитать другие блоги можно ЗДЕСЬ.

Если вы ведете свой блог (или влог) на любую тему в одной из соцсетей и вы хотите больше просмотров и подписчиков — просто заполните ЭТУ ФОРМУ (в ней вы можете дать ссылку на имеющийся блог и кратко описать его). Если у вас еще нет блога, но есть желание его открыть, то тем более welcome.

Поделиться
Комментарии