Не намекаю ни на какие ”сообщающиеся сосуды”, но при этом рейтинг Путина (разумеется, по данным российских социологов) тоже неуклонно снижается. Как говорится, ничего личного…

Все меньше окружающей природы…


Где-то в период расцвета хрущевской Оттепели один из знаковых поэтов-шестидесятников Роберт Рождественский с горечью писал: ”Все меньше окружающей природы, / Все больше окружающей среды”.

С чем-то похожим мы сталкиваемся сегодня, когда речь заходит о рейтингах. Читая, слушая или произнося сообщения о взлете или падении чьего-то рейтинга, мы уже давно воспринимаем эту информацию как нечто почти абстрактное, некие существующие сами по себе цифры, отражающие, к примеру, температуру или артериальное давление у пациентов больницы. А между тем и температура, и показатели тонометра — это лишь внешние признаки заболевания, его симптомы, долженствующие вызвать тревогу и требующие принятия срочных мер к излечению. Это — ПРИРОДА, а не СРЕДА.

Точно так же и рейтинг. В принципе вообще правильнее было бы заменить это слово другим, более содержательным и эмоционально, и по смыслу: ВЛИЯНИЕ. Фраза ”исследования показали, что продолжает падать влияние Центристской партии в обществе” гораздо точнее соответствует той цели, с которой проводятся подобные исследования, чем эмоционально нейтральное ”рейтинг”.

Центристом можешь ты не быть, зато эстонцем быть обязан


Оставим пока в стороне Владимира Владимировича (где он, собственно, по отношению к нам и находится) и сосредоточимся на Центристской партии, которая все более явственно возвращается к своим лингвистическим истокам: Keskerakond, и даже не столько по названию, сколько по содержанию. Собственно, сменивший Эдгара Сависаара на посту председателя партии Юри Ратас особенно и не скрывал, что его цель — привлечь в ее ряды как можно больше эстонцев. Не исключено даже, что за счет русскоязычных сторонников. И вся его дальнейшая деятельность была именно на это и направлена. Не утверждаю, что ТОЛЬКО на это, но и на это тоже, причем не в последнюю очередь.

Можно, конечно, подсчитать (и где-то такая статистика наверняка ведется), насколько ЦПЭ пополнилась представителями титульной нации. Но не думаю, что эти цифры компенсируют те потери, которые центристы понесли среди русского электората, да и просто сочувствующих. И совсем не факт, что когда-то будет достигнуто желанное равновесие. Даже скорее наоборот: влияние бывшей ”партии Сависаара” продолжит свободное падение, как среди русских (что уже происходит), так и среди эстонцев.

Судя по многочисленным признакам, мы присутствуем при ”партийном переделе” сфер влияния. И хотя колебания в популярности центристов и реформистов пока (!) остаются в пределах прежних показателей, однако общие тенденции явно не в пользу первых. И самый главный среди новых факторов — это Эстонская консервативная народная партия.

Комментируя итоги опроса, проведенного фирмой Turu-uuringute AS, ее ведущий специалист Юхан Кивиряхк выразил мнение, что многие из неофитов в рядах сторонников EKRE из числа русскоязычных участников исследования решили отдать свои предпочтения этой политической силе после того, как увидели, что центристы предложили формировать коалицию именно народным консерваторам. Дескать, Центристская партия традиционно пользуется авторитетом у русского избирателя, и поэтому сам факт партнерства ЦПЭ и EKRE, даже потенциального, дает ”зеленый свет” для проявления симпатий к ”партии Марта и Мартина”.

При всем глубочайшем уважении к мнению эксперта позволю себе усомниться в его выводах по этой части. По-моему, здесь попутаны причина и следствие. Насколько можно судить по тем, хотя пока еще и весьма поверхностным, признакам, которые мы имеем, симпатии к EKRE сегодня растут среди русских как раз за счет тех, кто разочаровался в центристах, так сказать, по определению.

Какой уж тут авторитет и какое доверие?! Но во всем остальном, особенно что касается общих оценок ”нетрадиционной ориентации” формируемой Ратасом коалиции и её вероятных последствий, то здесь советую новоявленным сторонникам EKRE из числа соплеменников подробнейшим образом познакомиться с опубликованным многими СМИ мнением Юхана Кивиряхка, поскольку пересказывать его подробно возможности нет, а содержание высказываний эксперта заслуживает самого пристального внимания.

В частности, он считает, что, ”попав в правительство, EKRE не угомонится”. Имеется в виду, что все нынешние посулы, с легкостью необычайной выдаваемые лидерами EKRE, яйца выеденного не стоят и будут с той же легкостью отправлены на помойку, едва лишь EKREсцы займут места в правящем кабинете ”согласно купленной плацкарте”.

Лягушки в грязных водоемах не живут


А теперь — про Путина. Сразу прошу извинений у его горячих поклонников за то, что поминаю имя их кумира всуе, но как-то так получается. По принципу ”Бах навеял”…

Так вот: для ВВП падение его рейтинга с недавних 86 процентов до, скажем, пятидесяти шести (на что, даже в самых горячечных своих мечтах, не смеют надеяться и наиболее ярые его недоброжелатели) принципиального значения не имеет. Все равно на долю ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ соперников, подлинных и мнимых, вместе взятых, придется меньше половины. Так что если он решит все-таки баллотироваться на следующий срок, альтернативы ему в российском истеблишменте не будет.

Для центристов же утрата даже пяти процентов — сегодня уже катастрофа. Еще два года назад было не так, а сегодня именно так. Потому что раньше эти потерянные голоса уходили ”в никуда”. В лучшем (смотря для кого, конечно) случае ”рассасывались” по чуть-чуть среди остальных партий. Теперь их целиком (!) и моментально подбирают народные консерваторы.

Не мной, к сожалению, подмечено — и очень точно! — что в правительстве, даже если его возглавит Юри Ратас, EKRE окажется тем самым хвостом, который виляет собакой. То есть если обсуждаемый сегодня ”тройственный союз” сложится в той пропорции, как его видит Юри Ратас, не пройдет и полгода, как ”младшие партнеры” в лице EKRE и Isamaa объявят ему (и реализуют, будьте покойны!) вотум недоверия, а там, глядишь, и нынешнему президенту — импичмент. Мало не покажется.

…Я знаком с человеком, который всю жизнь отличался крайней аполитичностью, умел отлично срабатываться с людьми любой национальности и прочих различий. Он прекрасно владеет несколькими языками (среди них эстонский — практически наравне с родным русским), безукоризненно, хотя и без подобострастия, лоялен ко всем режимам, при которых ему пришлось жить в Эстонии. Но в последнее время он стал все чаще заговаривать о том, не переехать ли ему в Россию. На мой удивленный вопрос, почему, я услышал: ”Там мне комфортнее. А здесь я кожей чувствую какие-то недобрые перемены!”.

То есть, все-таки, речь уже об ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ…

Поделиться
Комментарии