Считается, что все эти бесцельные гуляния — удел подростков из неблагополучных семей. Без надзора, без занятий, без мозгов. Однако в самых благополучных семьях, где у ребенка не только полный комплект любящих родителей, но и до кучи несколько кружков, иностранные языки с пеленок, набор гаджетов и бесплатная доставка в школу на личном автомобиле, родители зачастую даже не представляют, чем занимается их ненаглядный в свободное время.

”Я думаю, что у многих родителей дети во время школьных каникул частенько вынуждены оставаться днем одни, — говорит Вероника, мама 11-летней Лизы (имена героев изменены — ред.) — У нас так же — я и муж целыми днями на работе, дочка достаточно взрослая, умеет и завтрак приготовить, и обед разогреть. Днем гуляет с друзьями на детской площадке, мы всегда с ней созваниваемся, контакт есть”.

И вот в один прекрасный день Веронике позвонили. Незнакомый номер, незнакомый мужской голос. Охранник. Из одной торговой сети. Мужчина сообщил, что Лизу задержали за воровство, сейчас она в помещении охраны и ждет родителей.

Радуйтесь, что не 14 лет

”Это даже не шок, я не помню, как добежала до машины и доехала до магазина, — вспоминает Вероника. — В итоге, охрана еще и меня успокаивала. Как выяснилось, Лизавета наша соблазнилась на какую-то мягкую игрушку, которых у нее дома штук пятнадцать. Для коллекции. Еще и заплатить за нее пришлось, а охранник утешил, мол, радуйтесь, что девочке не 14 лет — тогда они были бы обязаны вызвать на место полицию”.

Чуть позже всплыли и подробности кражи. Оказалось, что Лиза ходила в магазин с одноклассником. Более того, выяснилось, что они частенько туда ходят, так как в зале выставлены бесплатные фрукты, которые можно съесть. И в какой-то момент искушение оказалось сильнее фруктов — игрушка была спрятана за пазуху, вот только девочка не учла, что в магазине неплохо работает система

видеонаблюдения, а дети без родителей пользуются повышенным вниманием охраны. Разумеется, ни мама ни папа даже не подозревали о таких развлечениях. Более того, у девочки всегда были карманные деньги, и что подвигло ребенка на воровство, для взрослых так и осталось загадкой.

”Помню, что охранник сказал, что пацану, ”подельнику” дочери, повезло — у него ничего не нашли, а девочку задержали, потому что у нее оказалась игрушка, — добавляет Вероника. — Это вообще сюрреалистическая ситуация. У Лизы есть все. Она не обделена нашим вниманием. Мы часто проводим время вместе, много ездим. Свое время у нее тоже есть: в 11 лет глупо выгуливать ребенка под присмотром — у них уже свои компании. Да и запирать летом в квартире, когда вся детвора на улице, тоже дико. Но самое интересное, когда я спросила ее, почему она решилась, она ответила, что просто захотела”.

Проблема осенью

Школьные каникулы — самое сложное время, с точки зрения, как родителей, так и специалистов. Детвора часто оказывается предоставлена сама себе, а просторные фойе торговых центров дают большой простор для сбора компаний. Но, что любопытно, большие торговые центры особых проблем с детьми не видят.

”Летом дети в торговых центрах не являются особой проблемой, — говорит Антс Вазар, член правления Viru Keskus. — У них масса других развлечений — от путешествий до летних лагерей. Обычно подростки собираются у нас во время осенних или весенних каникул, когда погода плохая. Но особых хлопот все же не доставляют”. По словам руководителя центра, каких-то особых подростковых компаний и сборищ тут не замечают, но иногда происходит так, что в какой-то момент дети начинают слишком шуметь, поведение в компании становится вызывающим, начинает мешать окружающим, и, конечно, тогда вмешивается охрана.

”Летом дети и подростки почти не доставляют неприятностей торговым центрам, — отмечает и руководитель пресс-службы G4S Реймо Рая. — У них больше других занятий, многие вообще уезжают из города. Большая часть подростков попадает в торговые центры в начале сентября — то есть с началом учебного года. И наибольшая активность подростков в этих местах приходится как раз на периоды школьных каникул — ищут теплые места, где можно в компании провести время, и торговые центры часто становятся местом таких встреч”.

Вандализм и алкоголь

За полгода работники охранной фирмы зафиксировали в центральных столичных торговых центрах более 200 случаев нарушения правопорядка, в ходе которых на место вызывали полицию. Большая часть проступков была связана с несовершеннолетними, которых, если речь идет о нарушении закона, передают полиции.

”Серьезные проблемы связаны с вандализмом, а также курением и распитием алкоголя, — уточняет Реймо Рая. — Но летом количество нарушений снижается”.

Это же отмечают и сами работники торговых центров. ”В нашем торговом центре воровство серьезной проблемой не является, например, в 2016 году фиксировалось по две кражи в месяц, в прошлом году — по одной, — говорит Антс Вазар. — Статистики по тому, что особенно привлекает воришек, нет, поэтому сложно сказать, что пользуется популярностью”. Но летом детвора обычно затихает.

Правда, дети есть дети и время от времени пробуют утащить что-то, чего им очень хочется. Правда, не учитывают то, что в торговых центрах за безопасность отвечают отдельные службы, и далеко не всегда это исключительно охранники. О мерах безопасности ни представители центров, ни охранных фирм не говорят — чтобы не выдавать секреты. С другой стороны, посетителям, которые идут с желанием украсть, важно знать совсем другое.

”В случае кражи на место вызывается полиция, мера наказания определяется только ими, — говорит Антс Васар. — Если речь идет о несовершеннолетних, то, если ребенок согласен, оповещаются и родители. Украденные вещи возвращаются магазину, если они испорчены или использованы — то придется за них заплатить”.

Мы идем… поесть

Интересно то, что большие торговые центры действительно оказываются вне сферы подросткового любопытства. ”Там много мелких магазинчиков и что-то унести трудно, — говорит 13-летний Игорь (имя изменено — ред.) — Мы с друзьями частенько заглядываем в центры — иногда дождь на улице, иногда делать нечего. Но лично я ничего не вытаскиваю. Иногда могу только поесть прямо в магазине, все равно никто не следит”.

Оказывается, среди подростков есть и такое развлечение. Поход в супермаркет… за едой. ”В ”Призме” открыто лежат яблоки и бананы, мы иногда берем, — продолжает Игорь. — Но интереснее поесть развесных конфет, отпить сок из пачки или бутерброды готовые. Я часто это не делаю, пацаны иногда ходят. Я отца боюсь, если узнает — убьет. Обычно ходим в разные магазины, чтобы не сильно палиться охранникам”.

Однако сами магазины такой проблемы не признают. Представители торговых сетей ответили, что в их магазинах острой ситуации с подростковым воровством и толпами нет.

”Мы не замечали летом или во время остальных школьных каникул какого-то всплеска воровства, — говорит Катрин Батс, пресс-секретарь торговой сети Rimi. — Единичные случаи есть, но тут важна роль родителей в воспитании детей. А что касается наказаний, то говорить очень сложно — все зависит от каждого конкретного случая”.

Но охранникам виднее. ”Несовершеннолетние попадаются на кражах не так часто, — говорит Реймо Рая. — Но если что-то воруют, то в большинстве случаев это кражи из продуктовых магазинов или магазинов одежды; выносят сладости, сигареты, алкоголь, косметику и одежду”.

Повсеместная беда

Тем не менее, охранники и полиция сталкиваются с подростковыми кражами ежедневно. ”Эта проблема распространена повсеместно и полицейские занимаются ею постоянно, — говорит руководитель службы превенции и ведения производства по делам Кесклиннаского отделения полиции Елена Мирошниченко. — На данный момент большая часть торговых центров оснащена очень хорошими системами наблюдения, кроме того, работают и охранники..
И полиция ведет совместную работу с магазинами и торговыми центрами. Мы постоянно обмениваемся информацией, и если речь идет о несовершеннолетних, которые неоднократно задерживались за кражи, то в большинстве своем они прекрасно известны как полиции, так и работникам магазинов”.

Как отмечает Елена Мирошниченко, кражи чаще всего происходят из-за того, что родители не уделяют детям достаточно времени или же у подростков нет какого-от хобби, которое занимало бы их досуг. ”Часто бывает и так, что несовершеннолетние воруют группами, а чаще всего крадут продукты, алкоголь и одежду”, — добавляет специалист.

Если несовершеннолетнего уличают в краже или же его поведение указывает на то, что подросток мог что-то украсть, охранники приглашают его в специальное помещение, где просят показать содержимое сумки. Если факт подтвержден, на место вызывается полиция, которая фиксирует нарушение и в соответствии с размерами кражи назначается наказание. Также, если речь идет о воровстве, извещаются и родители несовершеннолетнего.

”Если ребенок попался на краже впервые, у полиции есть возможность не наказывать его. Но только если цена краденого невелика или же если родитель согласен оплатить то, что его ребенок попытался вынести бесплатно, — добавляет Елена Мирошниченко. — Если речь идет о повторном случае, то наказать можно денежным штрафом. Но в любом случае полицейские сначала проверяют историю ребенка и только после этого оценивают необходимость наказания”.

Почему дети уходят в магазины и совершают кражи

В любой ситуации ответственность перекладывают на родителей. Недоглядели, недообщались, недосмотрели. Постоянный психологический прессинг ставит в тупик: что бы подросток ни натворил, виноваты будут мама с папой, даже если они идеальные родители. Но очень часто даже в самых благополучных семьях пубертат превращает чудо-ребенка в неуправляемого подростка, которого никто не понимает, не любит, не ценит и все делают назло. Что делать, если ребенок загулял, объясняет психолог Дмитрий Листопад.

В 12–13 лет начинается переход ребенка из возраста детства в подростковый. Это время, когда авторитет родителей уходит на второй план, важными становятся сверстники. Дело в системе поддержки, это поведение описано очень давно и называется ”реакция группирования со сверстниками”. То есть если в трудной ситуации ребенок бежит за помощью к маме или папе, а взрослый в трудной ситуации зачастую поддерживается некими социальными обязательствами, которые не дают ему уйти, то подросткам в этом возрасте к маме уже не приткнуться, а ”взрослых” социальных опор еще пока не существует. Но поддержка очень нужна. Поэтому они начинают тянуться друг к другу и искать опоры в своей компании.

Действительно, раньше проблем детских толп в торговых центрах не было — но ведь и самих торговых центров не было. Дети тогда собирались в подвалах, на чердаках, строили штабы. И взрослому, естественно, казалось, что они маются дурью. Но ведь делается это лишь для того, чтобы детям было комфортнее себя ощущать — такое есть даже в животном мире, когда в стаях мать занимается малышами, а подросшие дети отгоняются. В человеческом обществе примерно та же схема: психологически подростки воспринимаются немного чуждыми — еще не взрослые, но уже и не дети.

Торговые центры оказываются замечательным местом, особенно в нашем климате. Чем дети и пользуются. А с учетом новых феноменов — появились соцсети, новые тренды от травли до каких-то сообществ, и, возможно, дети совершенно бессознательно пытаются такими стайками еще и ”развиртуализироваться” — вернуться в живой мир. Разумеется, взрослым не всегда это нравится, потому что подростки часто ведут себя шумно и вызывающе. Кроме того, да, еще и попытки что-то украсть: получить адреналин, крутизну и пройти по грани. Это попытка быть живым.

Конечно, нарушение закона говорит о нарушениях коммуникации в семье. И родителям важно больше внимания уделять детям не с точки зрения как эта ситуация произошла. А больше узнать, чем живет ребенок. Понятно, что появляются новые друзья, возможно и влияние. Но важно не бороться с ними — помним о том, что авторитет родителей сейчас менее важен, чем новые знакомые. А общением. Больше интересуйтесь, что происходит, кто эти друзья, просите рассказать о них и своих занятиях. Без осуждения, но с интересом. Главное — сохранить контакт с ребенком.

Если начать борьбу, будет только хуже. Нужно помогать ребенку — больше беседовать, объяснять последствия, помогать и поддерживать, чтобы ребенок знал, что родители не враги.

Поделиться
Комментарии