На прошлой неделе впервые были обнародованы данные о дотациях, выплачиваемых международными производителями лекарств эстонским сотрудникам здравоохранения. Они поддерживают их путевками на конференции или платят за проведение лекций

Взаимоотношения фармацевтических предприятий и врачей всегда были предметом споров, так как не ясно, насколько их сотрудничество влияет на выдачу врачами рецептов на лекарства. Eesti Päevaleht провела анализ обнародованных сумм и выяснила, что 300 врачей получили в прошлом году от фармацевтических предприятий 1000 евро, а 30 врачей — более 5000 евро.

До 22 тысяч в год

Профессор Тартуского университета и руководитель Клиники пульмонологии Алан Альтрая получил в прошлом году от пяти крупных производителей лекарств — Bayer, GSK, Novartis, Roche и Astrazeneca — общей суммой 22 000 евро — самая большая сумма среди всех врачей, по данным Eesti Päevaleht.

Сам Альтрая заявил, что нужно различать дотации и зарплату. Согласно данным, в прошлом году он получил от предприятий зарплату 12 662 евро. Как он объясняет, это плата за подготовку и проведение лекций для специалистов и участие в зарубежных конференциях, а также работа в консультативных советах. Все остальное — дотации для покрытия расходов на транспорт и размещение. По его словам, выплатить дотации предлагают сами фармацевтические предприятия.

Самые большие денежные суммы получили также эндокринолог и руководитель Эстонского центра диабета Марью Паст (≈ 14 600 евро), гематолог-онколог Хеле Эвераус (≈ 12 000 евро), ревматолог Северо-Эстонской региональной больницы Пийа Тувик (≈ 10 800 евро) и руководитель Ида-Таллиннского онкологического центра Кристийна Оямаа (≈ 9000 евро).

С другой стороны, возможно, что многим врачам на самом деле выплатили намного большие суммы. Например, в одном случае отметили дотацию суммой в 540 евро, а в представленном Лекарственному департаменту Эстонии отчете указано 2000 евро. По данным департамента, и Хеле Эвестус получила на самом деле в два раза больше — 25 884 евро.

Эксперты и авторитеты

”Такие роскошные возможности для путешествий выпадают только экспертам своей сферы, авторитетам”, — объясняет член комитета по этике и правления Союза врачей Эстонии Индрек Оро. По его словам, поездки для участия в конференциях или курсах очень полезны, и проблема как раз заключается в том, что предприятия перестают выплачивать дотации. Несмотря на то, что обучение врачей покрывается в какой-то степени и из средств Больничной кассы, этого не достаточно, считает Оро, так как эта сумма слишком мала.

Однако данные Лекарственного департамента показывают другое — 2015 год был рекордным по выплате дотаций врачам, и на мероприятия для врачей и аптекарей было потрачено более 1,6 миллионов евро. Дотации не уменьшаются, а наоборот, если после кризиса в 2009 году сумма понизилась до 1,25 миллиона, то в последующие годы она начала расти.

Увеличилась и сумма дотаций, которые врачам выплачивали фармацевтические предприятия. В 2015 году они поддержали проведение мероприятий общей сложностью суммой в 650 000 евро, что на 185 600 евро больше, чем в 2014 году. А вот траты на мероприятия по прямой рекламе лекарств и на раздачу образцов уменьшились. Если в 2007 году было выдано 82 000 образцов лекарств, то в 2015 — только 26 000.

Какая польза для предприятий?

Но что же предприятия ждут от врачей в качестве платы за свою поддержку? Ору считает, что в Эстонии нет риска возникновения коррупции, так как здесь оборот не настолько велик. По его словам, на эстонском рынке часто бывает так, что при редкой болезни есть только одно определенное лекарство, которое можно выписать пациенту. Он отметил, что все же нельзя исключить возможность злоупотребления дотациями.

”Но мы же не получаем никакого прямого дохода, когда отправляем врачей на обучение за границу, зато косвенно получаем знания. О фармацевтической кампании можно думать по-разному, ведь она все же является зарабатывающим прибыль предприятием, но мы заинтересованы в том, чтобы сделать новейшие возможности лечения как можно быстрее доступными для пациентов в Эстонии. Это наш с врачами общий интерес. Это уж точно не связано с коррупцией”, — сказала председатель совета Союза фармацевтических предприятий Эстонии и исполнительный директор Roche Eesti Кадри Мяги.

Генеральный директор Лекарственного департамента Кристин Раудсепп отмечает, что с юридической точки зрения дотации врачам сравнимы с рекламой, что разрешено, а хорошая практика и закон диктуют, что врач должен принимать решения только исходя из своих лучших медицинских познаний. Денежные дотации не влекут за собой обязательство в дальнейшем использовать лекарство именно этого производителя.

”Было бы лучше, если бы самосовершенствование врачей финансировало государство или работодатель. Будет неразумно и невозможно продолжать одним лишь производителям лекарств финансировать участие врачей в профессиональных мероприятиях и их самосовершенствование”, — сказала Раудсепп.

Поделиться
Комментарии