Премьер-министр Таави Рыйвас на пресс-конференции правительства 28 января выдал бомбовую новость, пишет Eesti Ekspress. Он сообщил, что Эстония могла бы начать больше предоставлять убежище бегущим со своей родины украинцам.

"Все понимают, что Украина сейчас не только охвачена войной, но там из-за войны очень существенно снизился уровень жизни людей, значительно увеличилась безработица", — сказал Рыйвас. И спросил: "Есть ли у нас готовность к солидарности?"

Премьер-министру никто не ответил. Его слова даже не преодолели новостной порог, потому что в тот день СМИ интересовал только Закон о сожительстве.

Что означают слова Рыйваса?

На Тоомпеа ходит неофициальный документ

У Ekspress есть копия секретного документа под названием "Почему мы должны предоставлять убежище украинцам".

Это не официальный документ, а абсолютно частная инициатива. На семистраничном материале отсутствует дата составления. Нет и подписи автора, но в качестве составителя текста указан вице-канцлер МВД по внутренней безопасности Эркки Коорт.

Коорт подтверждает Ekspress, что изложил свои мысли на бумаге в начале прошлого года. То есть непосредственно перед тем, как на Европу обрушился большой наплыв беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана. Его приметы были видны уже тогда.

Коорт дал почитать свои мысли многим ведущим политикам. Подход ранее работавшего в КаПо мужчины к приему украинцев насквозь прагматичный.

Вице-канцлер обращает внимание, что Эстонии нужны как квалифицированные рабочие, так и те, кто будет выполнять более простую работу. Если и в дальнейшем будет рождаться так же мало детей, как сейчас, нас впереди ждет нехватка людей.

"Мы должны смотреть на 20-30 лет вперед, и в такой перспективе иммиграция неизбежна, — пишет Корт в своем видении. — Успех может гарантировать в хорошем смысле агрессивная интеграция". Это означало бы, например, интенсивное изучение эстонского языка.

Коорт ни единым словом не упоминает сирийцев, иракцев, афганцев или эритрейцев, которые составляют большинство прибывающих в Европу беженцев. Он анализирует только пригодность украинцев, находя для них одно за другим хорошие слова.

"Относительно одинаковое (христианское) культурное пространство Эстонии и Украины — предпосылка того, что люди интегрируются лучше, — пишет Коорт. — Меньше конфликтов между людьми, и заранее гарантированы лучшие отношения".

Коорт делает свои предложения не на пустом месте. В Эстонии сейчас живет около 30 000 украинцев, у многих из которых родственники на Украине.

Как вице-канцлер по внутренней безопасности Коорт владеет внутренней информацией полиции. Согласно ей, живущие в Эстонии украинцы неоднократно интересовались, могли бы ли родственники ходатайствовать об убежище здесь и на каких условиях.

"Наличие родственников обеспечивает лучшее благосостояние людей", — подчеркивает Коорт в своем документе. Благодаря этому, расходы эстонского государства на украинских беженцев были бы меньше, чем при приеме прибывших из Азии и Африки.

Могли бы ли украинцы представлять риск для безопасности Эстонии? По мнению Коорта, нет. Он не считает их сторонниками политики президента России Владимира Путина.

"Поскольку люди бегут от войны и конфликта, это не те люди, которые благосклонно относятся к деятельности России", — оценивает Коорт.

Угрозу Коорт видит, наоборот, в отказе украинцам в убежище. В 2014 году люди с Украины подали в Эстонии 55 ходатайств об убежище. Полиция не удовлетворила ни одно из них.

"Родственникам, конечно, трудно понять, почему, например, не предоставили убежище матери с годовалым ребенком", — рассуждает Коорт в своем документе.

Коорт пишет, что Эстония справилась бы с приемом до 2000 человек в год. Он не говорит, каких национальностей они должны быть.

При чтении между строк выясняется его кредо: чем больше украинцев мы примем добровольно, тем меньше должны будем принимать сирийцев, афганцев и людей других далеких от нас национальностей. Эстония могла бы показать, что "у нас уже есть беженцы из третьих стран".

Больше украинцев, меньше сирийцев

Сегодня украинцы не принимаются в расчет в общеевропейской программе перераспределения беженцев. Соответствующий план Брюсселя охватывает только находящихся в лагерях Италии и Греции сирийцев, иракцев, выходцев из Центральной Африки и эритрейцев.

Принимать ли украинцев, решала бы только Эстония. Поскольку на Украине живет более 40 млн человек, переселение сюда даже нескольких тысяч не нанесло бы урон их родине.

"Сопутствующие приему украинцев риски меньше, чем выгода для общества, — пишет Коорт. — Выгода выражается в увеличении количества рабочей силы, но прежде всего в стабилизации численности населения, что создает предпосылку для роста экономики".

Цахкна и Рыйвас увеличивают численность населения

В середине января председатель IRL Маргус Цахкна выступил с речью, в которой призвал найти решения для увеличения численности населения Эстонии.

"В мире идет борьба за ресурсы, самый важный из которых — бесспорно, человек, — сказал Цахкна. — Эстония должна стать пунктом притяжения для людей".

Откуда эти новые люди могли бы прибыть, Цахкна нам не сказал, оставив вопрос висеть в воздухе.

Но неожиданно ответ на него на прошлой неделе дал Рыйвас, сказав: "По моему мнению, у нас должно быть заметно больше этой солидарности с украинцами, чем до сих пор".

На наших глазах рождается новая миграционная политика Эстонии.

Поделиться
Комментарии