”МК-Эстония” расспросила Сергея о слабостях нашего футбола и его личных дальнейших планах, ведь переходить на тренерскую работу, как это делают многие спортсмены по завершении карьеры, Парейко точно не собирается.

Мы встречаемся с ним в одном из таллиннских кафе. С утра по радио я услышал, что в этот день (10 декабря — прим. ред.) отмечается Международный день футбола. Естественно, первым делом поздравляю. Но Сергей лишь шутливо отмахивается, признаваясь, что футболисты этот день никак не отмечают.

– Да вообще-то никогда не заострялось на этом внимание. Посторонние люди, может быть, даже лучше в курсе, а футболисты и не знают. Не то чтобы это не праздник, но нет такого, чтобы этот факт отложился в памяти. Я, честно говоря, и не знал про этот день.

С футболом точно покончено

– Чем ты сейчас занимаешься?

– Ничем особенным, решаю какие-то бытовые вопросы, просто отдыхаю, наслаждаюсь. С утра немного занимаюсь спортом, чисто для себя.

– Поддерживаешь форму?

– Я просто такой человек, который не может долго сидеть на диване. Раз в месяц могу отоспаться по полной программе, а так — то сына в школу надо везти, то еще что-то.

– Кстати, о сыне. Ему уже 10, сейчас учится в 4-м классе в Таллинне. А ведь ему пришлось и в России в свое время в школу походить, когда ты там играл. В этом плане у него не возникало каких-то психологических проблем?

– Он достаточно коммуникабельный, и проблем не создавалось ни там, ни здесь. К тому же школы в России и здесь оказались довольно похожими — небольшие, частные, более семейные, что ли.

– Ты окончательно поставил крест на футболе или все-таки может что-то произойти такое, что способно тебя вернуть на поле?

– На поле точно не вернусь. Сейчас уже со 100-процентной уверенностью могу это утверждать. В таком возрасте никуда не приглашают…

– Но многие вратари играли куда дольше!

– Если бы я играл даже в первой лиге в России, то перейти в другую российскую команду наверняка было бы проще. Но последний год я провел в Эстонии. Да, есть какое-то имя, но когда ты пропадаешь из виду, то никто уже не хочет рисковать и приглашать столь возрастного игрока. Это крайне маловероятно в моем случае. Было два трансферных окна, но ни одного предложения не последовало. Поэтому в плане игры в футбол я для себя уже на 100% закрыл тему.

– Как насчет тренерской работы?

– Я себя не вижу тренером. Думаю, мне не хватит терпения, усидчивости. Я человек очень эмоциональный, взрывной, сам из-за этого страдал, но меняться будет тяжело. А тренер — это все-таки прежде всего выдержка, хладнокровный расчет, решения должны приниматься не на эмоциях. Вот буду смотреть, как сын будет расти как вратарь, в этом смысле, возможно, будет интересно что-то ему передать.

– Он сам решил что будет голкипером или ты настоял?

– Он начинал как нападающий, попробовал себя в поле, но решил, что на воротах лучше.

А судьи кто?

– Чего, на твой взгляд, не хватает эстонскому футболу? Многие специалисты сходятся во мнении, что сегодня он слабее, чем был несколько лет назад.

– Нужны финансы. Своих резервов не хватает, нужны легионеры, и легионеры хорошие, чтобы они были сильнее местных футболистов. Но они стоят дорого по эстонским меркам. Поэтому команды стараются черпать резервы внутри страны. А молодой футболист, когда он доходит до какого-то уровня, выигрывает Кубок или чемпионат, начинает сам себе снижать планку. В этот момент нужно уезжать. То есть футболист, который еще способен расти, вынужден покидать Эстонию, а те, кто приходят его замещать, классом пониже, с ними все нужно начинать с нуля. Зрелых же игроков, 28–29 лет, мало, их не хватает.

В результате на данный момент конкуренция между командами очень низкая. Будем говорить, есть пять команд, которые способны бороться за чемпионство. А с остальными командами примерно так: забьешь ты два-три гола в первые 20–30 минут, и игра по сути закончилась, футболисты уже не так быстро бегают и не так стараются, не выкладываются. И большая часть матчей так и происходит. Если бы сделать высшую лигу из этих пяти команд, которые будут постоянно играть между собой, то накал поднимется.

– А как ты оцениваешь уровень судейства в нашей стране? Ведь твоя карьера в клубе завершилась удалением с поля в последнем матче чемпионата, причем ты был очень возмущен тем решением арбитра…

– Бог ему судья, этому судье. Это его решение. К сожалению, я его не мог никак ни поменять, ни отменить. А если говорить в целом, то возьмем, к примеру, последний чемпионат. У меня лично вызывает вопросы (я не говорю, что это специально сделано, но на самом деле удивительно) тот факт, что ставшая чемпионом ”Флора” не заработала в свои ворота ни одного пенальти, а ни один ее игрок не получил за весь сезон ни одной красной карточки. Если мы возьмем любое первенство за последние пять лет (это просто статистика), то как бы мы того ни хотели, всегда есть какие-то спорные моменты, есть пенальти, есть карточки, а среди них и красные карточки. А тут — ничего за 36 туров! Это вызывает вопросы.

Я ничего не утверждаю, но определенные симпатии присутствуют. Клубу ”Флора” исполнялось 25 лет… Не то чтобы поздравили, но люди понимали, что им лучше подстраховаться, лишний раз где-то что-то не назначить, чтобы не подпортить себе карьеру. Потому что они тоже хотят расти, судить в Европе. А для этого надо начать с самых низов здесь. И если здесь ты не на хорошем счету, то и о Европе можно забыть. Поэтому надо быть лояльными, а от этой лояльности происходит вот такая ерунда.

Функционер или инвестор?

– Несколько недель назад в СМИ разгорелась полемика о том, есть ли в эстонском футболе национальный вопрос. Якобы игрокам с русской фамилией чуть ли не специально не дают сыграть 100-й матч за сборную. Вот сейчас у Дмитрия Круглова 99 игр, и его перестали приглашать в команду. Каково твое мнение?

– Я в это не верю. Просто нужно наконец сделать этот шаг, и нужно одному русскому футболисту сыграть этот 100-й матч. И вопрос будет снят автоматически. Я верю, что Димка Круглов подготовится к следующему сезону, вернет доверие тренерского штаба и все-таки достигнет этой цели. Со стороны тренеров, конечно, могло бы быть чуть больше уважения к нему, все-таки он действительно очень много играл и помогал, был на ведущих ролях.

Сейчас идет смена поколений, я тоже под эту раздачу попал, тренер строит новую команду. Но он наверняка в курсе этой ситуации, и как только Димка наберет соответствующую форму, у него этот шанс появится. Позади по проведенным за сборную матчам Александр Дмитриев, Костя Васильев. Думаю, что и у них есть отличные шансы. Так что немного надуманная тема. Конечно, везде можно найти некий подтекст, но мне кажется, что все-таки на первом месте тут спортивная составляющая.

– И все-таки о твоих дальнейших планах… Еще один вариант — работа футбольным агентом. Его ты не рассматриваешь?

– Ну вообще это интересно. И мои друзья этим занимаются. Когда я только начинал задумываться о завершении карьеры, в 34–35 лет, то рассматривал и такой вариант. Но сейчас ситуация изменилась. Раньше агентам нужны были лицензии, а сегодня любой человек, который сможет договориться с клубом насчет какого-то игрока, имеет право называть себя агентом. Это несколько размыло границы понятия, а рынок наш настолько мал, что сегодня эту возможность для себя исключаю.

Я больше сейчас склоняюсь к двум вариантам, чем бы я мог заняться после Нового года. Первое — это стать футбольным функционером в каком-то клубе и отвечать за конкретную сферу. Для начала в Эстонии — надо же откуда-то начинать, набираться опыта. Любой опыт, который можно получить здесь, будет важен и полезен. Начинать надо с малого, чтобы прийти к большому. А если с этим не получится, то я думаю, что займусь инвестициями. Мне это нравится, я люблю рассуждать, мыслить, предвидеть на основе имеющихся данных.

Экономика, биржа, акции, облигации, курсы валют — это то, что меня сейчас очень интересует.

Поделиться
Комментарии