На вопрос, насколько в современной России мыслимо проведение следствия незаконными способами — с применением спецприемов, он ответил: ”По делам о шпионаже следствие проводится, как правило, объективно. Здесь доказательная база должна действительно содержать реальные улики либо признание. В делах о шпионаже трудно сфабриковать какие-то вещи. Ведь и это дело, если оно дойдет до суда, будет иметь достаточно мощный международный резонанс. В этом плане следствие должно быть проведено объективно. Сталинские методы допросов невозможны, это совершенно исключено”.

Вероятно ли быстрое возвращение Эстона Кохвера в Эстонию? ”Могу сказать, что сотрудник иностранной спецслужбы с табельным оружием, деньгами и спецтехникой для тайной звукозаписи, незаконно находившийся на территории Российской Федерации и задержанный там, разумеется, не может быть отпущен. В любом случае будет проведено следствие, и дальше суд будет решать меру виновности либо невиновности сотрудника КаПо. Юридические процедуры в России существуют, их никто менять ради Эстонии не станет”.

Но ведь Эстония настаивает на том, что сотрудник Департамента полиции безопасности Эстон Кохвер был похищен ФСБ с территории Эстонии. По мнению Коротченко, российско-эстонская граница оборудована по современным стандартам, поэтому он не представляет, как группа нелегалов могла проникнуть с территории России на территорию Эстонии и похитить Кохвера.

”В чем должен быть смысл такой операции? — задался вопросом Коротченко. — Информации мало, но в качестве версии предложу такую: могла идти речь об операции КаПо по вербовке кого-то из сотрудников пограничной службы России. Такие операции проводились. Был такой полковник Вялков, который был завербован Зоей Тинт, и для Эстонии офицеры погранслужбы ФСБ, их вербовка — безусловно, лакомая добыча. А проводить операцию в духе Джеймса Бонда, проникать на территорию Эстонии, похищать, тем более кадрового сотрудника эстонской спецслужбы, увозить в Россию — знаете, это очень маловероятно. В мире спецслужб действуют принципы взаимности — так, как ведут себя оппоненты, ведут и те, кто им противостоит. Маловероятно, что российская ФСБ могла провести такую операцию, потому что это чревато тем, что и Эстония будет проводить такие же операции. Кому это надо? Поэтому я с большим сомнением воспринимаю версию, что он был похищен с территории Эстонии, операции такого плана в принципе не проводятся, не проводились даже в годы Холодной войны, за исключением Восточного и Западного Берлина, но тогда была острая фаза конфликта между коммунистическим и западным мирами”.

Российский эксперт считает, что версия о похищении может тиражироваться для того, чтобы не оглашать подробности операции, которую провалила КаПо на территории России: ”Эстонские спецслужбы, когда их людей брали с поличным, всегда отрицали свою причастность к проведению тех или иных операций. Эстония берет в этом плане пример с Великобритании — никогда не подтверждать факта проведения разведоперации. Проще политически сказать, что Кохвер был похищен на территории Эстонии, чем подтвердить, что какая-то оперативная комбинация проводилась на территории России. В такой ситуации ни одна спецслужба не будет дополнительно выливать на себя ушат дерьма”.

Поделиться
Комментарии