В поле зрения газеты Eesti Päevaleht попал документ для внутреннего пользования, в котором выражается беспокойство по поводу наращивания Россией военной мощи у границ Эстонии.

Младший научный сотрудник Международного центра оборонных исследований Каарел Каас прокомментировал усиление российских войск у границ с Эстонией так, что хотя Россия в некоторой степени увеличила военные силы рядом со странами Балтии, изменения все же не настолько велики, чтобы были основания впадать в панику. "Если Псковская десантная дивизия получает 50 новых единиц бронетехники, это зачастую рассматривается в Эстонии как смертельная опасность", — сказал Каас.

Стратегически вызывающие беспокойство перемены — это размещение ракетных комплексов "Искандер" недалеко от Эстонии в Луге, но еще важнее их размещение в Калининградской области. Если к "Искандерам" добавить также мощную систему ПВО С-400, Россия сможет создать как над странами Балтии, так и Польшей щит, который в случае возможной войны можно использовать для устрашения стран НАТО при их вмешательстве в конфликт.

По оценке Кааса, главной целью "Искандеров" в Эстонии в случае возможной войны будут аэропорты Таллинна, Эмари и Тарту, а также крупные порты, которые союзники могли бы использовать для переправки сюда дополнительных сил. Самолеты могут, конечно, приземлиться и на шоссе, а также ровные площадки, а корабли — использовать малые порты, но это затянет и усложнит процесс.

Если "Искандеры" и С-400 создают над странами Балтии довольно мощный купол, то с наземными войсками у русских дела обстоят хуже. В нескольких часах езды от реки Наровы во Владимирском лагере когда-то была тыловая часть, а создание на ее месте мотострелковой бригады проходит трудно. По словам Кааса, в прошлом году эта бригада была недоформирована: было, конечно, три мотострелковых батальона, но не имелось вспомогательных подразделений. На вооружении бригады находятся бронетранспортеры мт-лб, броневая защиты у которых слабая, и они не подходят для использования в бою. Танков нет, и поэтому в бой бойцы бригады должны будут отправиться пешими, без поддержки бронетехники.

По словам Кааса, и в случае с Владимирским лагерем, и с расположенной во Пскове 76 десантной дивизией и спецназом следует учитывать, что примерно две трети их состава — это срочники, которых набирают два раза в год. Это означает, что практически половина состава находится на первом этапе своего учебного цикла.

Расположенные во Пскове подразделения, по словам Кааса, неприятны для Эстонии, но они были там всегда, так что речь здесь не идет о каких-то переменах.

Вероятность шокового вторжения

Один из самых неприятных сценариев — это завоевание стран Балтии при помощи шоковой атаки, что считают вполне возможным несколько аналитиков, и среди них шведский генерал-майор Карлис Неретниекс, по оценке которого полная оккупация стран Балтии займет у России неделю.

Ни Каас, ни руководитель отдела планирования генштаба Кайтселийта полковник в отставке Ханнес Тоомсалу, однако, не считают захват стран Балтии при помощи шоковой атаки вероятным, а захватывать только одну страну, по мнению Тоомсалу, бессмысленно.

Крупнейшие войны Россия на протяжении последних 20 лет вела лишь в Чечне. Три страны Балтии в десять раз больше Чечни, а их население в шесть раз больше чеченского. Если взять за основу стандарты США, согласно которым на одного бойца приходится 100 гражданских лиц, это означает, что для захвата необходимо около 60 000 военных. Такое войско пришлось бы собирать по всей России, но на это ушло бы время и это бросилось бы в глаза, позволив НАТО и странам Балтии принять меры для обороны.

Ида-вируский сценарий

Наибольшее беспокойство вызывает возможность захвата части территории Эстонии, что можно назвать ида-вируским сценарием. Если бы в Ида-Вирумаа возникли экономические или национальные волнения, это могло бы дать России повод для вмешательства. По словам Кааса, трех батальонов хватит, чтобы быстро занять весь уезд и поставить Эстонию и весь мир перед фактом.

Этот сценарий воплотить в жизнь гораздо проще, нежели атаковать все страны Балтии, но для оправдания своих действий на международном уровне необходимо использовать уже имеющиеся напряжения или создать их.

Оригинал публикации читайте в Eesti Päevaleht.

Поделиться
Комментарии