Официальный отчет о состоянии здоровья семикратного чемпиона мира последний раз публиковался 6 января, зато в прессе продолжаются обсуждения относительно его будущего, причем мнения расходятся до диаметрально противоположных.

Ответить на ряд вопросов в отсутствие официальной информации и учитывая тревогу и любопытство миллионов поклонников Шумахера во всем мире вызвались два весьма компетентных медика, профессор Гарри Хартстин, работавший главным врачом Формулы-1 с 2005 по 2012 годы, и нейрохирург Национальной клиники нейрологии и нейрохирургии в Лондоне Колин Шифф.

Хотя эти медики не принимали участия в лечении Михаэля после того, как он разбился, катаясь на лыжах в Альпах, они имеют большой опыт наблюдения и лечения пациентов со схожими травмами и могут предложить свой профессиональный прогноз.

Есть ли надежда на полное выздоровление и реабилитацию?

И Хартстин, и Шифф полагают, что Шумахер едва ли сможет восстановиться на все сто процентов.

"Это крайне маловероятно, и откровенно говоря, практически недостижимо. Михаэль уже никогда не будет таким, каким мы его знали прежде, — считает Хартстин. — Я полагаю, что если Шумахер сможет ходить, самостоятельно питаться и одеваться и сохранит сколько-нибудь существенные черты своей личности, это можно будет назвать триумфом человеческой стойкости и современной медицины".

Шифф согласен с тем, что такой исход "практически нереален".

"Принято считать, что чем дольше человек пребывает в состоянии искусственной комы, тем меньше вероятность его выздоровления, — отмечает он. — Михаэль может прийти в сознание, но с уверенностью этого предсказать нельзя. В лучшем случае останется частичная потеря памяти, проблемы с речью и моторикой. В худшем — пациент будет пребывать в вегетативном состоянии, слабо реагируя на внешние раздражители и лишь изредка делая попытки общаться или узнавать окружающих".

Каков возможный исход?

Шумахер вот уже 31 день пребывает в состоянии искусственной комы. Считается, через несколько месяцев таким пациентам ставят страшный диагноз "вегетативное состояние".

Больные в таком состоянии не могут прийти в достаточное сознание, чтобы общаться с окружающими, но при этом могут самостоятельно дышать.

Они проходят через циклы сна и бодрствования, что позволяет их кормить, однако они не могут говорить, реагировать на слова и вообще понимать речь.

По общепринятому среди медиков мнению, из вегетативного состояния в принципе можно выйти, однако никто не может предсказать, насколько сохранится личность самого пациента.

А это значит, что его родственников может ожидать сильнейший эмоциональный стресс.

Какое лечение могут предложить Шумахеру врачи?

В последнем бюллетене от 6 января состояние Шумахера было охарактеризовано как "тяжелое, но стабильное". По словам профессора Хартстина, о его сегодняшнем состоянии нам ничего не известно. Врач подчеркивает, что у него не было возможности наблюдать пациента, ознакомиться с его медицинской картой или пообщаться с лечащими докторами.

Поэтому он может полагаться лишь на общедоступную информацию о состоянии Шумахера и собственный опыт. По словам Хартстина, тяжелое состояние означает непосредственную угрозу жизни пациента или его основным органам и системам.

"Михаэль перестал бы считаться "тяжелым", если бы у него нормализовалось внутричерепное давление, — поясняет профессор. — При этом нормализация физиологических параметров позволяет говорить о стабильности. Я бы назвал состояние пациента тяжелым, если бы он находился на аппарате искусственного дыхания, однако в случае с Шумахером мы не располагаем такой информацией".

При этом Хартстин, занимающий сейчас должность консультанта-анестезиолога и врача скорой помощи больницы при университете Льежа, уверен, что Шумахер по-прежнему находится в отделении реанимации.

"Я так думаю, потому что, учитывая характер его травм, он скорее всего нуждается в интенсивной терапии, ну и кроме того, если бы его перевели в простую палату, это была бы большая новость, о которой едва ли умолчали бы", — считает врач.

Искусственная кома, в которую вводят врачи пациентов с травмами мозга, "сравнима с анестезией в хирургии", — поясняет Шифф. — пациенту вводят седативы и подключают к аппарату искусственного дыхания. Это позволяет мозгу прийти в себя после травмы, поскольку иными способами ему помочь нельзя".

Почему мы слышим противоречивые сообщения и прогнозы?

Еще 6 января лечащие врачи Шумахера сообщили, что некоторое время не будут давать пресс-конференции и сообщать новые подробности в интересах защиты приватности пациента.

За два дня до этого менеджер автогонщика Сабина Кем посоветовала многочисленным фанатам спортсмена расценивать все сообщения о состоянии его здоровья, которые поступают из других, кроме больницы, источников как слухи.

Европейским газетам эти слова не указ, и многие из них пустились в рассуждения о том, что же происходит с Шумахером на самом деле.

Так, 13 января Daily Telegraph сообщила читателям со ссылкой на швейцарскую газету Zurich Tages-Anzeiger, что французские врачи начали серию тестов с целью выяснить, какие именно участки мозга Шумахера могли быть затронуты в результате удара.

15 января уже Daily Mail рассказала о том, что в Германии растут опасения, что Шумахер может на всю жизнь остаться в коме. А девять дней спустя Daily Mirror заявила, что врачи не собираются выводить Михаэля из комы.

Так или иначе, "какая бы судьба ни ждала Шумахера, его спортивные достижения навсегда завоевали ему статус легенды Формулы-1", — пишет спортивный комментатор Би-би-си Эндрю Бенсон.

Поделиться
Комментарии