61-летний Ааво Пиккуус — знаменитый эстонский велогонщик. 40 лет назад в составе сборной СССР он выиграл на Олимпиаде-76 в Монреале золотую медаль в командной гонке на 100 км. Тартуский динамовец пять лет подряд признавался лучшим спортсменом Эстонии, а в 1981 году Пиккуус завершил карьеру велогонщика в 26-летнем возрасте.

Aavo Pikkuus

Проблемы со здоровьем начались у олимпийского чемпиона примерно 20 лет назад. Он перенес три операции, получает пенсию по инвалидности.

- В последние месяцы я начал принимать новое лекарство, — рассказывает Пиккуус. — Сам делаю уколы каждый день. Теперь самочувствие лучше — прежний препарат, который я принимал 20 лет, больше не помогал. Цена предыдущего лекарства, за которые я много лет платил из своего кармана, была 17 000 крон (примерно 1100 евро) за ампулу. Откуда взять такие деньги?

- Золотую олимпийскую медаль вы продали адвокату Виктору Каазику. Деньги от ее продажи вы потратили в трудные для вас времена на лекарства.
- Виктор мне очень много помог. Если бы не он, медаль ушла бы в Латвию — ее, кажется, хотел приобрести владелец порта в Вентспилсе.

Золотой медали Антса Антсона тоже нет больше в Музее спорта. Эта медаль также была продана. Мы с Антсоном хорошо общались. Ну не было у него на что жить. На 300 евро в месяц, что платит Олимпийский комитет, не проживешь.

- Государство любит спортсменов, когда они побеждают. Но если ветеран в беде, о чем мечтается.
- ЭОК в свое время возглавлял Тийт Нууди. Это был человек слова. Если он что-то обещал, то выполнял… Ветеран гребли Рауль Арнеманн как-то организовал встречу с Нейнаром Сели, когда тот еще был президентом ЭОК. Для сбора средств на покупку мне лекарств был организован фонд. И ничего больше.

- Как вы справляетесь со всеми напастями?
- Придется эти вещи продать, — Пиккуус указывает на шкаф со спортивными трофеями в комнате. — Но мне помогают русские. Как старые друзья-соперники, так и те, кого я никогда не знал. Сердечно благодарен им.

Aavo Pikkuus

- У вас в свое время был бизнес, продавали автозапчасти.
- Да. Но в 1996 году произошел пожар на складе и наступил крах. Моя версия такова: был поджог у соседа. Человек, который работал у него, не хотел порчи моего имущества — он решил отомстить своему хозяину. Этот тип потом сбежал в Россию, его искали, но не нашли.

Из-за ветра огонь быстро перекинулся на мой склад. Сгорели 1500 покрышек. Спасать было нечего. Ущерб составил почти два миллиона крон. Я пробовал снова заняться бизнесом, но не получилось.

- Политики приглашали вас в партии?
- Было дело. Не сейчас, конечно, а в первые годы после восстановления независимости Эстонии. Сависаар, кажется, три письма присылал.

Я не был ни в одной партии, кроме комсомола. В качестве беспартийного баллотировался по списку Партии реформ в Тартуское горсобрание, потому что имел контакт с Андрусом Ансипом. Мы с ним вместе выступали на чемпионате Европы по велоспорту среди ветеранов.

- Что вы пожелали бы получить от жизни?
- Хочу, чтобы у моих четверых детей все было в порядке.

Когда мы покидали тартуский дом легендарного гонщика, Пиккуус спрашивает: "Хотите я вам покажу то, чего нет ни у кого в Эстонии?"

Олимпийский чемпион встает и тяжело идет к шкафу с наградами. Берет оттуда коробку и показывает медаль спортобщества "Динамо".

"Такие медали вручают знаменитым динамовцам, проживающим за пределами России. А вот это — Пиккуус достает с полки часы — подарок от президента России. Должен сказать, что в России другое отношение к заслуженным спортсменам, чем у нас. Совсем другое".
Поделиться
Комментарии