Слишком дорогие медикаменты

Перед такой дилеммой стоят многие семьи безработных, а безработных у нас, как известно, около ста тысяч. Даже если местное самоуправление частично компенсирует расходы на лекарства ходатайствующим об этом людям, находящимся в сложном материальном положении, то только задним числом на основании чека.

Перед этой же дилеммой стоят и многие пенсионеры по нетрудоспособности, пенсия которых просто смехотворна, а их статус при этом говорит сам за себя — они совсем не здоровы. Таких пенсионеров у нас 76 тысяч. Обычные же пенсионеры, покупающие лекарства по рецептам, за прошлый год потратили на это сумму, равную их пенсии за один месяц. Кроме того, львиная доля пожилых людей вынуждена покупать еще и лекарства без рецепта, так как прожитые годы здоровья не прибавляют. Этих обычных пенсионеров у нас 292 тысячи.

Нехитрые расчеты показывают, что практически для трети населения лекарства слишком дороги, поэтому лечиться приходится за счет еды или других предметов первой необходимости. Ведь если умеренный пост иногда бывает даже полезен, то день-другой без лекарства, например, от высокого давления — это серьезная опасность для жизни. А высокое давление у нас — на первом месте среди хронических заболеваний.

Как сделать медикаменты доступнее? Понятная всем и приносящая облегчение мера — снизить налог с оборота на лекарства с нынешней ставки 9% до 5%. Во многих странах Европейского Союза ставка НСО на лекарства по рецепту составляет сегодня от нуля до пяти процентов, так что никакие европейские требования не мешают нам принять эту меру.

Боль — вороне, доходы — фармацевтам

Кроме того, доля пациента в оплате лекарств по рецепту у нас пугающе велика — 43 процента, это самый высокий показатель в Европе. Ее нужно непременно снизить.

Одной из основных причин высокой стоимости медикаментов считается то, что многие врачи выписывают пациентам оригинальные лекарства или дорогие генерики, то есть аналоги оригинальных лекарств. При этом сложная система компенсации лекарств (у нас есть 50-, 75-, 90- и 100-процентные льготы) учитывает второе по дешевизне лекарство с тем же действием.

Но выросли не только расходы пациента, но и расходы Больничной кассы на компенсацию лекарств, поскольку число льготных рецептов и оборот лекарств по рецепту растет из года в год. Максимальная цена, которая возложила большую долю расходов на плечи больного, была в свое время введена с той целью, чтобы держать под контролем расходы Больничной кассы на льготные лекарства. Но эта защита больше не работает, поскольку цена на все лекарства — как на дорогие оригиналы, так и на самые дешевые генерики — выросла, как на дрожжах. Эстонское медицинское страхование — единственное в мире, позволяющее ценам на лекарства свободно парить. При этом лекарство по рецепту — такая же услуга здравоохранения, как и любая другая. Ведь никто не дает свободно формироваться цене на анализ крови или на операцию по удалению аппендикса.

У вороны боли, у сороки боли, а фармацевтической фирме доход приноси — парафраз известной детской поговорки отлично подходит к нашим условиям. Эти деньги вытягивают как напрямую из кошелька пациента, так и косвенно через Больничную кассу, и деньги это большие — ведь как сфера экономики фармацевтическая промышленность может тягаться с международной торговлей оружием. И то ли еще будет, если производители медикаментов получат разрешение еще и самостоятельно представлять свою продукцию? А ведь именно в этом направлении сейчас движется Евросоюз.

Полуправда

Чтобы принципиально изменить ситуацию, нужно разработать новую политику в этой области: по договоренности с производителем фиксировать цену на медикаменты, а врачам дать конкретные лекарственные бюджеты, так чтобы в идеале пациент вносил только плату за рецепт, не зависящую ни от стоимости лекарства, ни от болезни.

Пока еще не дошло до таких кардинальных изменений, Больничная касса запустила кампанию, объявляющую, что "лекарства-генерики не уступают по качеству, эффективности и безопасности оригинальным лекарствам".

Однако это полуправда, поскольку между оригинальным лекарством и аналогом все же есть разница — в плане состава, эффективности, частоты и количества приемов и т.п. Оригиналы тщательно изучали и долгие годы тестировали, вторые, как следует из их названия, являются копией, и дешевле они как раз потому, что их тестировать как бы и не нужно. Однако влияние медикаментов может разниться — это подтверждает опыт тех пациентов, которые попеременно принимали оригинальные лекарства и генерики. Действие того или другого медикамента может определить только сам пациент, опробовав его лично — разумеется, вместе с лечащим врачом.

В Общество пациентов уже приходили жалобы на то, что покупателям в аптеке навязывают более дешевые лекарства, отказываясь продавать те, которые пациенты употребляли годами. Действительно, врач должен выписывать лекарство по действующему компоненту, что позволяет аптекарю предлагать клиенту более дешевый медикамент. Но наши врачи по старинке все же пишут на рецептах название конкретного лекарства, к тому же, кто сказал, что самое дешевое лекарство — наиболее подходящее? Иначе зачем у нас на рынке с десяток средств от того же высокого давления? Пациенту ведь важнее всего, чтобы покупаемый медикамент помогал, и чтобы его также (частично) компенсировали.

В любом случае необходимое лекарство должно быть доступно: если им не воспользоваться, проблемы со здоровьем только усилятся, что, в конце концов, означает боль и страдания оставшегося без лечения больного, а это, в свою очередь, приведет к еще большим тратам со стороны Больничной кассы.

Поделиться
Комментарии