Анна Довгаль, руководитель проекта Афиша bigmir)net, Киев

В этом году моя дочь пошла в первый класс, и это — главное событие для нашей семьи. Осень — время планов, у меня планов на эту осень немало.

Во-первых, помочь моей дочери Полине адаптироваться к украиноязычной среде в школе, и вместо одного украинского дня, как у нас дома было раньше, перейти на три. Во-вторых, пользуясь тем, что ребенок ”пристроен”, больше времени уделять моим проектам — а именно помощи в военном госпитале, до этого получалось только покупать-привозить медикаменты, теперь, надеюсь, буду помогать волонтерам, которые там дежурят в палатах с ранеными.

В-третьих, научиться бегать по асфальту! Я все лето бегала за городом, на даче, по лугу, и это совсем другой спорт.

В-четвертых, наш сайт планирует запустить несколько интересных проектов о Киеве — один о людях, ярких и милых, другой об истории города, третий о ресторанных трендах. К каждому из проектов есть уже потенциальный коммерческий интерес от наших партнеров, что дико мотивирует!

Юрий Никитинский, детский писатель, Киев

1 сентября моя дочь пошла в первый класс. И хоть мы готовились все лето, все равно волновались. Теперь каждое утро к восьми я вожу ее в школу.

В ближайшее время в толстом литературном журнале "Радуга" будет опубликована моя небольшая повесть про двух друзей из зоны АТО "Вовка, который оседлал бомбу". Вещь эта уже удостоена диплома финалиста "Корнейчуковской премии", проходившей в начале августа в Одессе. И, конечно же, я предложил ее почти всем украинским издательствам. Как обычно, наши издатели не сильно расторопны. Пока они думают, хотя думать тут нечего, я дописываю цикл рассказов про разбойника Чеснокова. Киевского такого разбойника. Он, выходя на разбой вечно попадает в какие-то истории, которые ему мешают разбоем этим заняться. Причем почти во всех историях обстоятельства складываются таким образом, что Чесноков оказывается не разбойником, а самым что ни на есть порядочным, вежливым и добрым человеком. Я эти рассказы начал писать лет семь назад, а потом забросил. Недавно перечитал, улыбнулся и стал писать дальше.

Мы все устали от войны, от циничных действий соседа и его лжи. Я очень жду скорейшего окончания этого кошмара. Жду и от наших властей шагов в сторону своего народа и своей страны. Терпение у людей не железное.

Ну, и наконец, осенью выходит моя книжка "Дом дворников", которая была отмечена Дипломом финалиста конкурса "Новая детская книга" и "Корнейчуковской премией" 2013 года. В России она вышла год назад и вошла в шорт-лист проекта "Книга года: выбирают дети". В Украине она выйдет в новом оформлении и сразу на двух языках — на русском и украинском. Не понимаю, почему мои книжки до сих пор не выходят на эстонском!

Алена Токар и Дима Пантюхин, владельцы карамельного украинского бренда LOL&POP

В этом году нам кажется, что сезон у нас и не заканчивался. После крупного тендера в Киеве, сразу было открытие франчайзингового магазина в Запорожье, а затем временный переезд в Польшу и подготовка запуска нашего бизнеса здесь. В Украине мы уже начали получать первые запросы на изготовление новогодних подарков. А через пару недель в Кракове откроем наш первый магазин на территории Европейского союза.

Наш временный переезд в Польшу связан с расширением нашего семейного дела. И это решение не было спонтанным. Изначально мы знали, что будем не просто локальной компанией, а будем двигаться в направлении ЕС и Америки. Переезд для нас — это просто следующий этап развития, а не побег из Украины. Дома у нас успешный, действующий бизнес, который мы планируем и дальше активно развивать параллельно с запуском в Польше. Также мы ищем партнеров в Америке.

Ритм жизни Польши, и Кракова в частности, нам кажется более медленным, чем в Украине. Люди тут слишком размеренные, могут очень долго отвечать на письма и еще дольше готовить коммерческие предложения. В государственных органах все достаточно вежливые, но бюрократии много. Правда, все более прозрачно — есть четкие процедуры, которые ты выполняешь и получаешь все необходимые разрешения для начала бизнес-деятельности.

Волей-неволей, в Польше мы сталкиваемся с бытовыми проблемами. Здесь они решаются несколько проще, чем в Украине. Например, нам не составило особого труда записать нашу 4-летнюю дочь Иванку в ”не публичный детский садик”, который частично дотируется государством, но основные средства все-таки частные. Иванке сад нравится. За несколько дней она успела подружиться с воспитательницей и наладить контакты с детьми, хотя она не говорит пока по-польски, так что в этом большая заслуга работников сада.

И для нас, взрослых, основная трудность — это пока что язык. Мы не довольны своим уровнем знания польского, но работаем над этим и настроены оптимистично.

Евгений Бессонов, директор дайвинг-туроператора SAFARI MARIS и CEO проекта Divebooker.com, Харьков

Сейчас в Украине я часто слышу о разочаровании. Лично я никакого разочарования не чувствую, потому что разочарование — результат завышенных ожиданий. Очевидно, мои ожидания, не были завышены. Конечно, я надеялся, что с приходом новых лиц в правительство и парламент, в стране в течение последнего года произойдут реформы. Будут изменения в налоговой системе, упрощение каких-то предпринимательских процедур. Как человек бизнеса, могу сказать, что их нет. Но, может, два-три улучшения я заметил. Но существенными их назвать нельзя, это мелочи.

Что я чувствую? Апатию. Мне сейчас неинтересно следить за украинскими политическими новостями, деятельностью политиков. Поэтому я концентрируюсь на том, что работает, где я вижу результат. Это мой бизнес. Волонтерская помощь нашей группы небезразличных граждан Харькова переселенцам и нашим военным. И, конечно, моя семья, у нас совсем маленькая дочка. Здесь я могу лично влиять на происходящее, кому-то помогать, видеть улучшения в жизни — моей и других людей.

Что касается ситуации в обществе, я с изумлением смотрю на граждан. Градус политизированности зашкаливает, люди с пеной у рта что-то готовы доказывать, кричать, но при этом уровень осведомленности и понимания элементарных вещей очень низкий. В цивилизованной европейской стране достаточно пройти информации в СМИ о том, что политик — вор, чтобы его рейтинги приблизились к нулю, а соратники открестились от него навсегда. Здесь плохая репутация не влияет на рейтинг. Предполагаю, что харьковский мэр Геннадий Кернес, по-прежнему, может победить на выборах мэра без фальсификаций.

Скажу честно, я потерял интерес к этому государству, я не верю в его возможную эффективность, и не верю в его способность развития. Здесь много прекрасных людей, здесь моя Родина, но государство остается неэффективным на протяжении двух десятилетий, и надежд уже никаких. Мне 40 лет, впереди очень важное и интересное время жизни, и я не верю, что застану в Украине существенные изменения к лучшему. Это даже не вера, это мой прогноз. Я серьезно задумываюсь о смене места жительства и наблюдаю подобные побуждения среди моих знакомых.

Алексей Самоваров, арт-директор еженедельного журнала ”Новое время” и НВ.ua, Киев

В прошлом году был последний сезон, когда все трое моих детей ходили в школы, а в этом сентябре старшая уже учится в Киево-Могилянской Академии. Ее перемещения по городским кафе я отслеживаю по смскам подтверждения оплаты, приходящим с ее банковской карточки. Растут дети, растут. Младшему недавно мыл голову, шампунь попал в глаза: ”Папа, ты плохой! Ты Путин, ты Янукович!” Все чувствуют, все понимают.

В 40 лет у меня по-прежнему больше вопросов, чем ответов. Зачем люди врут прямо в лицо? Зачем воруют миллионы? Зачем забирают чужое? Ценность человека в нем самом, а не в количестве награбленного. Пытаюсь донести это своим детям, но порой сложно бывает продраться к их сознанию через планшеты и гаджеты.

На работе чувствуется связь с миром — ежедневный (на сайте) и еженедельный (в журнале) срез событий и их оценка. Интервью с интересными людьми. Ко Дню независимости по многочисленным просьбам мы запустили украиноязычную версию сайта ”НВ”. Верю, что все у нас будет хорошо.

Из личных достижений последнего времени — в августе, наконец, сумел снять на даче Млечный Путь. И 3 сентября в Администрации президента открылась выставка проекта ”50 изобретений, которые Украина подарила миру”, организованного Ukraine Crisis Media Center и Second Floor арт-центр, над которым я тоже работал — сделал три постера.

Дарья Игрунова, управляющая ресторана Причал1, Одесса

Школа в Одессе началась, а лето продолжается! Я живу здесь уже 2,5 года. Я родилась тут. Когда мне было 7 лет, мы семьей переехали в Москву. Прожив там 23 года я в какой-то момент поняла, что не могу уже больше… Ты бежишь, бежишь куда-то, а дни проносятся со страшной скоростью, за ними и годы… Ты вроде что-то делаешь, но наслаждаться этим не успеваешь. Моя дочь заканчивала 1 класс, а за плечами был развод, когда я решила переехать. Любимая одесская подруга предложила мне вместе открыть ресторан. А я всю свою сознательную жизнь знала, что когда-то открою ресторан на берегу моря и всегда хотела вернуться домой.

Признаться, с первыми трудностями я столкнулась, когда пришлось оформлять ребенка в школу. Украинского зыка она не знает, прописки нет и поэтому в обычную школу или поликлинику мы ходить не можем, только частные. Но в итоге все получилось хорошо! Мы очень довольны нашей вальдорфской школой. Все наши родственники настаивали, чтоб Дуня вернулась в Москву и училась в хорошей гимназии, якобы в Одессе и образование не то, и перспектив нет… Оборону держали почти год, но мы победили!

Еще одна проблема была у меня с официальным оформлением моего пребывания в Украине, из-за того, что я родилась здесь и получая паспорт в России не отказалась от украинского гражданства, я априори являюсь гражданкой Украины, но никаких документов и прав не имею. 1,5 года ушло, чтобы доказать — я переехала до распада СССР. Теперь, наконец-то, жду постоянного вида на жительство. Когда мне предлагают отказаться от моего российского гражданства, я говорю ”нет”. Мне вообще очень больно смотреть на все, что происходит с нашими странами, они обе для меня родные. Но я очень надеюсь и верю, что все наладится!

Самая моя большая гордость, после дочери, это мой ресторан. Когда мы его открывали, много доброжелателей говорили нам "ничего не получится". Я не очень понимала, как в Украине делать бизнес, да и еще Одесса имеет свою специфику, но изначально у меня была установка, что мы взятки не даем, работаем по "белому", у нас никто не ворует, и на разговоры, что это "невозможно" я улыбалась и продолжала гнуть свою линию, ломать стереотипы и учить людей новому. Поначалу конечно было сложно, но мы своего добились и создали прекрасное душевное место с прекрасной командой, которая стала семьей. Так, что даже в самые тяжелые времена люди и человеческое отношение помогают выжить и продолжать двигаться дальше!

Поделиться
Комментарии