Этот указ вызвал неоднозначную реакцию в украинском обществе. С одной стороны, в условиях гибридной войны масса российских интернет-ресурсов и социальных сетей действительно используются в пропагандистских целях. Но с другой стороны, многие наблюдатели указывают, что подобными запретами сама Украина становится похожа на Россию, где также блокируются многие сайты. Но многие читатели все равно находят к ним доступ, используя различные анонимайзеры и браузеры, умеющие обходить блокировки.

Может ли в современную эпоху государство бороться с интернетом и победить в этой борьбе? Кроме того, критики уже подсчитали приблизительную стоимость блокировки российских ресурсов — она составит около 1 миллиарда долларов. Не разумнее ли направить эти колоссальные средства на оборону страны? — спрашивают они.

Но если изучить этот вопрос глубже, такие затраты как раз и являются инвестициями в оборону. Гибридная война в первую очередь именно информационно-пропагандистская, а не танковая. Именно с помощью массированной пропаганды Россия в свое время ”раскачала” ситуацию в Крыму и на востоке Украины. Порошенко пообещал пересмотреть свое решение о блокировке сайтов, ”когда последний российский солдат покинет территорию Украины”.

Сегодня Украина действительно выбрала европейский курс — с июня вводится безвизовый режим посещения гражданами этой страны Евросоюза. И соответственно, вновь процитирую украинского президента, это означает ”прощание с советско-российской империей”. Поэтому и в информационной сфере это не могло не привести к выходу Украины из интернет-зависимости от России.

В Европе, да и вообще во всем мире существует масса сервисов электронной почты, интернет-поиска, социальных сетей и т.д. Но в Украине пока действует ”сила привычки” — за последние 10-15 лет многие ее граждане слишком привыкли пользоваться российскими сервисами вроде Mail.ru и Yandex, общаться с друзьями ”Вконтакте”, и поэтому воспринимают эти ограничения как проявление цензуры.

Однако уместно будет провести историческую параллель. Можно ли представить такую ситуацию, чтобы в эпоху Зимней войны, когда СССР напал на Финляндию, финны пересылали бы друг другу письма через советский Ленинград, где эти письма бы просматривал НКВД? Разумеется, все скажут, что это абсурд. Однако почему-то многим не кажется абсурдом, когда граждане Украины посылают друг другу письма через российский сервер Mail.ru.

Социальная сеть ”Вконтакте” (российский клон Facebook) также весьма популярна в Украине, на момент введения блокировки ею пользовалось около 12 миллионов граждан этой страны. Известно, что у многих пользователей соцсетей вырабатывается определенная зависимость от своих блогов, и поэтому к блокировке они отнеслись негативно.

Однако здесь вновь полезно вспомнить историю — хоть и не столь давнюю. ”Вконтакте” создал в 2006 году известный российский программист Павел Дуров, и первые годы своего существования эта социальная сеть пользовалась репутацией ”самой свободной”, там не было никаких ограничений по контенту, которые присутствуют даже в Facebook. Но в 2014 году (как раз с началом российско-украинской войны) все изменилось. Дурова фактически вынудили продать ”Вконтакте” российскому государственному холдингу Mail.ru, и он сам вскоре покинул Россию, опасаясь репрессий из-за своих оппозиционных взглядов.

С тех пор ”Вконтакте” стала своего рода полигоном для ”борьбы с экстремизмом”. С 2014 года российская полиция и спецслужбы возбудили тысячи уголовных и административных дел против пользователей этой сети. Причем поводом для преследования могут стать даже не какие-то ”экстремистские” записи, а просто историческая фотография, репост или лайк. Сегодня эта сеть полностью ”просвечивается” российскими силовиками. Поэтому тем более странно, что некоторые патриоты Украины считают блокировку ”Вконтакте” нарушением своей свободы слова. Это очень специфическая ”свобода” — общаться в такой социальной сети, где всякое ваше высказывание может быть превращено в обвинение против вас.

Некоторые украинские бизнесмены вели ”Вконтакте” коммерческие аккаунты, размещая там рекламу своих предприятий и т.д. Вероятно, они тоже недовольны этой блокировкой. Однако здесь возникает парадокс. ”Вконтакте” — российская компания, которая платит налоги в России. И часть этих налогов идет на финансирование войны против Украины. Так что украинские предприниматели, пользуясь этой социальной сетью, фактически поддерживали войну против собственной страны.

Еще один российский интернет-ресурс, заблокированный в Украине — Yandex. Казалось бы, какую опасность представляет система интернет-поиска? Но в действительности Yandex далеко не сводится к поиску — сегодня это мощный транслятор новостей, которые в России плотно переплетены с пропагандой. Это крупная система электронной почты, вновь заставляющая украинских (да и любых зарубежных) пользователей переписываться ”через Россию”. Это ведущий оператор интернет-рекламы, который вновь — платит налоги в России, на которые финансируется агрессивная политика. Наконец, сервисы Yandex Карты и Навигатор — это эффективные инструменты сбора информации, которая вполне может использоваться в разведывательных целях.

Так что в целом указ украинского президента о блокировке российских интернет-ресурсов выглядит вполне понятным и соответствующим логике гибридной войны. Однако все же одними запретами эту войну не выиграть. Необходима и позитивная составляющая. Украине нужно интенсивное развитие собственных интернет-сервисов, в том числе информационных, которые стали бы популярнее российских.

Поделиться
Комментарии