По-моему, подобная небрежность преступна, а исходя из ценностных оценок общества, такие ”собственники” недостойны носить этот гордый титул. Приходится признать, что зачастую подобное состояние домов поддерживается намерено, чтобы они могли в подходящий момент ”сами загореться”.

Преступно это уже потому, что проблема не нова — разговоры о разрушающихся домах и их нерадивых собственниках ведутся уже не один десяток лет, с момента начала реформы собственности. Поскольку на этот период пришелся еще бум недвижимости, то ни один собственник дома не может говорить об отсутствии денег или интереса.

Если мы сегодня ничего не предпримем, то не нужно быть дельфийским оракулом, чтобы предсказать несчастье. Последние новости говорят о том, что Эстонию посещает все больше туристов: по данным Департамента статистики, в прошлом году в Эстонии дольше, чем на один день задержалось 2,46 млн. иностранных туристов. Неужели мы и на самом деле ждем, чтобы в результате невыполнения каким-нибудь беспечным хозяином своих обязанностей погиб турист? У домов, продержавшихся двадцать лет на честном слове, силы на исходе.

Я признаю, что вся эта орда туристов бродит не только по улицам столицы. Неутешительные виды разрушающихся домов можно найти по всей Эстонии — от Нарвы до Курессааре, от Таллинна до Выру. Но как старейшина района Кесклинн я думаю, прежде всего, о своем районе.

В центре города примерно 50 домов, забывших о том, что такое заботливые хозяйские руки. Десяток из них находится в Старом городе. Здания разрушаются, а их собственников к ответственности привлечь практически невозможно. Некоторые из этих домов не протянут и пары месяцев.

Мне кажется, что некоторые собственники домов только этого и ждут, так как тогда они смогут вместо дома сделать, например, парковку, обеспечивающую постоянный приток денег без каких-либо крупных вложений. Другие хотят заполнить зону охраны памятников старины новыми архитектурными монстрами, стремясь к максимальной дешевизне строительства и при аренде/продаже нацелившись на максимальную выгоду — они ведь нередко считают, что развалившийся старый дом освобождает их от выполнения требований охраны памятников древности.

Сегодня невозможно призвать к порядку нерадивых хозяев домов. Установленные действующим законодательством штрафы настолько низкие по сравнению со стоимостью недвижимости, что не заставляют собственников домов выполнять своих обязанностей: максимальный штраф для физических лиц составляет сейчас 1200 евро (300 штрафных единиц), для юридических лиц — 32 000 евро. Некоторые собственники выражали желание сразу заплатить штраф за пять лет, лишь бы их оставили в покое.

Проблема домов-призраков беспокоит не только управу части города, но и Таллиннское горсобрание. Ранней весной центристская фракция Таллиннского горсобрания выдвинула правительству Республики предложение по внесению поправок в Закон о строительстве и уголовный кодекс таким образом, чтобы увеличилась ответственность собственника строения за невыполнение своих обязанностей. Мы порекомендовали с 2013 году увеличить максимальный размер штрафа для физических лиц до 50 000 евро (12 500 штрафных единиц) и для юридических лиц до 100 000 евро. По нашей оценке, эти суммы заставят людей больше думать.

Но, кажется, что правительство заботится больше о нерадивых собственниках домов, чем о ходящих мимо полуразвалившихся домов жителях страны и туристах, и не считает необходимым помочь в формировании современного пространства в Таллинне, столице одной из стран ЕС. Поэтому я обещаю, что мы не будем сидеть и наблюдать за бездействующим правительством, а сами возьмем собственников этих домов под пристальное наблюдение. В качестве первого шага мы начнем штрафовать их по всей строгости существующего закона.

Затем мы начнем регулярно публиковать списки нерадивых собственников. Поскольку разрушающиеся и местами даже опасные строения, расположенные в сердце Таллинна, на самых привлекательных участках, принадлежат, как правило, фигурирующим на страницах глянцевых журналов.

Поделиться
Комментарии