В самом начале парламентской предвыборной кампании в Латвии социал-антрополог Роберт Килис произнес знаменательную фразу: "Хуже нас живут 150 стран, и мы можем спокойно лететь вниз еще 20—30 лет… Через четыре года будут новые выборы, ситуация будет хуже. Возможно, это заставит людей стать более ответственными".

В следующие два с лишним месяца предвыборной гонки политики усиленно лгали, делая вид, что говорят правду, избиратели притворялись, что ничему не верят, а эксперты — что знают, в чем ошибаются те и другие.

Диспозиция перед выборами

За четыре года работы уходящего парламента Латвия пережила, возможно, самые значительные метаморфозы в своей современной истории — от бурного роста "пузыря экономики" до оглушительного падения осенью 2008 года.

Подавляющее большинство экспертов, а также само население возлагают ответственность за нынешнюю ситуацию на руководство страны. Однако, похоже, что в руководстве останутся те же лица, которые практически привели страну к дефолту.

Незадолго до начала кампании наблюдатели прогнозировали, что из-за кризиса партиям придется умерить свои рекламные аппетиты и более активно использовать нестандартные способны привлечения электората. Но не тут-то было. Политики и их спонсоры отдали предпочтение проторенной дорожке (массивная "промывка мозгов", поиск "врага" и война компроматов). К сожалению, избирателю в очередной раз пришлось наблюдать за столкновением лидеров, а не идеологий и программ. Поливать друг друга грязью для политиков было более выгодно, чем дискутировать о том, каким образом будет проведена консолидация бюджета.

Новые парламент и правительство до конца года должны будут решить, как сократить дефицит бюджета до 6% от ВВП. Фактически это значит, что придется за счет урезания расходов и повышения налогов сэкономить около 380 млн. латов (8,4 миллиарда крон). Вопреки всякому здравому смыслу вместо обсуждения предстоящих непопулярных мер звучали традиционные взаимные обвинения в коррупции и связях с Москвой. По сравнению с прошлыми выборами добавилась лишь тема отношений с международными кредиторами. Правящие силы предлагали не делать резких движений и продолжать сотрудничество, а оппозиция — пересмотреть условия возврата займа МВФ и Еврокомиссии.

За время кампании ничего принципиально нового мы не узнали. Журналистам, чья объективность вызывает оправданные опасения, удалось выяснить, что: а) главный латвийский олигарх Айвар Лембергс, возможно, замешан в коррупции, б) экс-премьер и "олигарх номер два" Андрис Шкеле, возможно, замешан в коррупции, в) вице-мэр Риги и "олигарх номер три" Айнарс Шлесерс, возможно, замешан в коррупции (а в юношестве он ездил на дискотеку с нунчаками и скрывал биографию своего отца). Естественно, ничто из этого не стало для избирателей сюрпризом.

Кто есть кто

Огромное недоверие общества к политикам и власти вообще вынудило партии искать союзников и объединяться. В результате возник условно "правый" блок "Единство" (рейтинг — около 19%), представитель которого Валдис Домбровскис возглавляет правительство.

Несмотря на реализацию ряда крайне непопулярных мер, например, сокращение пенсий, которое было отменено Конституционным судом, Домбровскис и его блок являются наиболее популярной среди латышей политической силой. Спокойный и выдержанный стиль премьера вкупе с относительным улучшением ситуации в экономике позволяет "Единству" удерживаться на лидирующих позициях и рассчитывать на сохранение власти после выборов. Традиционный электорат "Единства" — латышская интеллигенция, молодежь, работники госсектора.

Параллельно происходила консолидация условно "левых" партий в блок "Центр согласия" (рейтинг — около 22%). Лидер ЦС Нил Ушаков после муниципальных выборов стал первым русским мэром Риги. Объединение традиционно считается "русским" (по версии оппонентов — "прокремлевским") и позиционирует себя как социал-демократическое.

Одновременно ЦС выступает за улучшение отношений с Россией, официальный статус русского языка в местах компактного проживания нацменьшинств и пересмотр кредитного соглашения с МВФ.

В течение нескольких лет "Центр согласия" является самой популярной политической силой. Свою роль здесь играет относительная монолитность русскоязычного электората, долгое пребывание в оппозиции и налаженный доступ к русским СМИ.

В тройку лидеров входит также "Союз зеленых и крестьян" — вторая правящая партия, которая в сознании избирателя прочно связана с "олигархом номер один" мэром Вентспилса Айваром Лембергсом, который, как это обычно бывает с олигархами, обвиняется в совершении ряда экономических преступлений (рейтинг партии — около 10%).

Традиционный электорат СЗК — сельское население латышских регионов, а также горожане, которые верят, что "Лембергс себя не забывает, но и людям помогает".

Четвертое место на выборах может занять оппозиционный, условно "правый" блок "За лучшую Латвию", в котором объединились Народная партия Андриса Шкеле и Первая партия/"Латвийский путь" Айнара Шлесерса (рейтинг — около 7%).

Официальной причиной объединения двух конкурирующих олигархов объявлено желание создать команду профессионалов и вывести страну из кризиса. Реально обе партии по отдельности имели мало шансов преодолеть на выборах пятипроцентный барьер. Общественное мнение возлагает главную ответственность за кризис на НП, которая долгое время возглавляла правительство. Впрочем, олигархи объединили не только бренды, но и кошельки, что позволило им провести самую заметную рекламную кампанию, удвоив свой скромный рейтинг.

Хорошие шансы на преодоление барьера имеет также третья правящая партия  "Отчизне и Свободе/"Движение национальной независимости Латвии", которая накануне выборов не сумела влиться в "Единство" и объединилась с маргинальной партией молодых националистов "Все — Латвии!" (VL), рейтинг — около 5%.

Хотя к националистической риторике регулярно прибегают все партии, ориентирующиеся на латышский электорат, члены ТБ/ДННЛ/VL имеют репутацию особенно яростных русофобов. Касса объединения на протяжении кампании оставалась пустой, но бренд узнаваем, что позволяет рассчитывать на часть голосов латышских пенсионеров и творческой интеллигенции.

За стенами парламента рискует остаться вторая "условно левая и русская" партия — "За права человека в единой Латвии", которая считается более радикальной, чем ЦС. За последние годы ЗаПЧЕЛ (рейтинг — около 4%) постепенно сдавала позиции "Центру согласия", который располагает не сопоставимыми финансовыми ресурсами и влиянием на русскоязычные СМИ. После прихода ЦС к власти в столице и поражения ЗаПЧЕЛ на муниципальных выборах в Риге возможности "пчел" были ограничены до предела.

Остальные семь партий не имеют никаких шансов набрать больше 2% голосов.

Прогноз: (почти) без изменений

Главная интрига после выборов — сумеет ли "Центр согласия" (который, вероятно, победит) сформировать правительство. На этот раз ни одна из "латышских" партий не отрицает возможность сотрудничества, что принципиально важно, так как 51 место из 100 не наберет ни одна из партий.

Тем не менее, "правым" и "латышским" партиям во многих отношениях выгоднее сохранить действующую коалицию или позвать в коалицию блок двух олигархов. Такое решение у их электората вызвало бы меньше возмущения, чем союз с "пророссийскими силами".

Самый вероятный вариант — сохранение действующей правящей коалиции ("Единство", СЗК и ТБ/ДННЛ/VL). Если же правящим партиям вместе не удастся набрать большинство, возможны и другие комбинации. Некоторые наблюдатели, например, допускают, что "Единство" не побрезгует войти в одно правительство с "Центром согласия". Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что у главной "латышской" и главной "русской" партий имеются общие спонсоры.

Выводы

Парламентские выборы в Латвии состоятся при любом раскладе, хотя явка избирателей обещает быть рекордно низкой. Плохая экономическая ситуация оказывает на латвийцев усыпляющее действие. Пожалуй, в этом их главное политическое отличие от греков, которые находятся в похожем положении.

Состав парламента может стать более качественным за счет отмены принципа "паровоза", однако состав партий и распределение мест очень существенно не изменятся (если не считать возможного ухода с политической арены "второй русской партии").

По итогам выборов, очевидно, будет создано право-центристское правительство, которое продолжит предыдущий курс и воздержится от "резких движений".

Поделиться
Комментарии