У американских военных экспертов самое большое беспокойство вызывает Россия — учитывая заявления ее властей и пропаганды о возможности применения ядерного оружия, участившиеся в последние годы. Также США тревожат российские испытания все новых видов вооружений.

Другие названные в этом списке страны также вызывают тревогу, но несколько меньшую. Например, Иран, хоть и продолжает пользоваться репутацией ”страны-изгоя”, все-таки свернул свою ядерную программу, и из-за этого многие американские санкции против этой страны были сняты или смягчены в 2016 году.

Что касается Китая, то его мировая экспансия носит преимущественно экономический характер, и поэтому его власти вовсе не заинтересованы в нагнетании ядерного противостояния с США — оно может повредить экспорту китайских товаров. Хотя коммунистический Китай традиционно ”шефствует” над севернокорейским режимом, многие эксперты высказывают мнение, что интенсивное развитие ядерной программы Северной Кореи в последние годы произошло благодаря не Китаю, но именно России. Кремлевское руководство заинтересовано в нагнетании напряженности в Тихоокеанском регионе — для того, чтобы выступать там в роли международного посредника, и тем самым подтверждать свой статус ”сверхдержавы”.

В середине февраля состоится очередная Мюнхенская конференция по безопасности. Авторы ее уже опубликованного доклада называют одной из важнейших проблем года резко выросшее недоверие между Россией и США в сфере договоров о разоружении.

США обвиняют Россию в последовательных нарушениях заключенного еще в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Россия не демонтирует эти ракеты, но наоборот, производит все новые, хотя по суммарному количеству ядерных зарядов она без того лидирует в мире. Со своей стороны, Россия считает для себя угрозой размещение в Европе систем американской ПРО (противоракетной обороны). Хотя непредвзятому наблюдателю непонятно — какую опасность для России может представлять это сугубо оборонительное вооружение?

В ХХ веке ядерная война между СССР и США считалась гарантированным взаимным уничтожением. Но затем мировая ситуация существенно изменилась. Расширение ”клуба ядерных держав” и появление новых технологий (например, ракеты с обедненным ураном) существенно ”снижают планку” возможного применения ядерного оружия.

После аннексии Крыма в 2014 году Путин заявил, что во время этой операции он распорядился привести ядерный потенциал России в полную боевую готовность. Против кого? Ответа не было…

Однако многие страны почувствовали угрозу от этого заявления. Затем один из главных пропагандистов российского телевидения Дмитрий Киселев напрямую пообещал ”превратить США в радиоактивный пепел”. Таких угроз не было даже в позднем СССР! Показательно, что при Брежневе СССР брал на себя международное обязательство не применять первым ядерное оружие, но затем постсоветская Россия от него отказалась.

Сегодня Россия размещает в Калининградской области ракетные комплексы ”Искандер”, которые потенциально могут быть оснащены ядерными боеголовками. Таким образом, этот российский эксклав посреди ЕС вместо того, чтобы стать регионом европейской интеграции (такие проекты обсуждались в Калининграде в 1990-е годы), ныне превращен в ракетный бастион против соседних стран.

Новая ядерная доктрина США содержит предупреждающие формулировки: ”Россия должна понять, что любое применение ядерного оружия, пусть и ограниченное, неприемлемо. Применение ядерного оружия вызовет неисчислимые и невыносимые для Москвы потери”.

Поэтому первый ядерный удар со стороны России выглядит маловероятным. Кремлевские ”ястребы” понимают, что ответ для них будет сокрушительным. Все их воинственные заявления нацелены лишь на то, чтобы оказать психологическое давление на соседние страны, попытаться их запугать и продвинуть свои интересы. Путинская Россия после кампании в Сирии вновь чувствует себя глобальной ”сверхдержавой”, однако это в первую очередь пропагандистский фантом.

С точки зрения экономики Россия никак не дотягивает до ”сверхдержавы”. По ВВП на душу населения она занимает 47 место в мире. Помимо вооружений, она не производит практически никакой современной технологической продукции, а бюджет страны полностью зависит от экспорта природных ресурсов. Поэтому, если бы Европа действительно хотела изменить кремлевскую политику, она отказалась бы от закупки российской нефти и газа. И тогда Москве сразу станет не до имперских амбиций! Но пока европейский бизнес заинтересован в контрактах с Россией, он тем самым финансирует и кремлевские военные угрозы…

Поделиться
Комментарии