Дмитрий Гавриш, Киев-Портленд, фотограф (работал для The Wall Street Journal и Associated Press), совладелец киевского бара ”Буду позже”

Влившись в Киев в 2014 после 10 лет жизни в Америке, я со временем понял, что мне не хватает здесь правильного бара, куда можно прийти расслабиться, приятно посидеть, пообщаться. У нас с партнерами Валерией Нойман и Олегом Рохлиным родилась идея бара ”Буду позже”. Наш бар один из немногих в Киеве заведений, название которого пишется кириллицей. Это был принципиальный момент. Мы открылись в мае 2015 и к декабрю попали в десятку лучших баров страны.

В ”Буду позже” люди приходят не за эффектом алкоголя, а за его вкусом, а также за разговором. Мы знаем большинство наших клиентов по именам.

В один день я зашел в свой бар и увидел там нью-йоркского писателя Гэри Штейнгарта. У меня был шок. Это все равно, как если бы я увидел в моем баре живого Салмана Рушди! Штейнгарт писал про Украину для издания Travel and Leisure, бар ему понравился, и он рекомендовал его в своем материале.

Скажу прямо, открыть бар в Киеве было непросто. Я столкнулся с практически феодальным украинским законодательством, бюрократией. Все лучшее, что происходит в Украине, происходит не благодаря, а вопреки.

Начиная свое дело, скажем, в Америке, вы составляете бизнес-план, оформляете заявки и дело идет. Все подрядчики, персонал выполняют свою работу. Ситуация, когда ты заказываешь лед к двум, а его привозят в шесть — невозможна. Необязательность людей очень мешает делу.

Также в 2015 я опубликовал книгу своих фотографий в издательстве Kehrer Verlag в Германии, получил несколько призов.

Я вернулся в Украину из Америки, когда загорелся Майдан. Я каждый день смотрел на передовицы ”Нью-Йорк Таймс” и понимал, что не могу видеть это крушение поезда в замедленной съемке, я должен все это увидеть своими глазами и понять, что там происходит. Все мои друзья на баррикадах — нужно ехать.

Приехав, я очутился в безумном информационном хаосе — с одной стороны было очень много информации, с другой стороны она вообще не проясняла картинку — почему это происходит, зачем происходит. Тогда я задумал медиа-проект, сейчас он на стадии завершения. В моих планах на 2016 год — его старт и развитие. Это будет проект резонансных интервью с по-настоящему интересными людьми.


Ярослава Косенко, дизайнер украшений, владелица бренда yaroslavakosenko

В моем случае кризис в стране оказался мощным толчком к развитию моего бизнеса. Мне пришлось снова пересмотреть, что и как я делаю. Это уже второй кризис, который переживает мой бренд, первый был в 2009. Тогда я подумала, что украшения в кризис никому не нужны — людям нечем платить по кредитам, многие остались без работы. Какие украшения?! Жизнь опровергла это предположение.

Оказалось, что у девушек тяга к прекрасному сильна и они готовы даже отказаться от чего-то другого в пользу нового украшения. В 2014 мои аксессуары в украинском стиле — цветочные веночки, бусы — пользовались большим спросом. Люди поддерживали это движение, был настоящий бум. Я принимала участие во всех ярмарках Made in Ukraine, организованных главредом Delo.ua Катериной Венжик и ее единомышленницей Юлией Савостиной, которые решили продвигать украинских производителей.

В 2015 году благодаря этим же замечательным людям я поучаствовала в проекте GEТ в Kyiv-Mohyla Business School. Это бизнес-курс для начинающих предпринимателей от украинских бизнесменов и бизнес-тренеров, которые согласились поделиться своими знаниями.

Я, наверное, как та лягушка, которая взбивает масло в кувшине. У меня просто нет времени унывать и отчаиваться, я все время что-то делаю. В 2015 родился мой второй ребенок — сын, поэтому темп моей жизни стал еще быстрее.

В 2015 я активно сотрудничала с телеведущей Катей Осадчей. Она освещает светские мероприятия по всему миру, поэтому где только мои аксессуары не побывали. Катя передала мое украшение Кире Найтли, чем я очень горжусь, обожаю эту актрису. В моих украшениях появляются и другие телеведущие. Конечно, приятно, видеть свою работу востребованной среди звезд, но я все-таки позиционирую свой бренд как марку для обычных девушек. Аксессуары очень важны в образе. Когда возможностей меньше, благодаря украшениям можно каждый раз выглядеть по-новому в одном и том же платье.

В связи с кризисом я начала развивать сервис проката украшений. Те, кто не может купить — за небольшую плату могут взять напрокат. Этот сервис оказался очень востребованным.

В 2016 я планирую развивать прокат не только вечерних, но и свадебных аксессуаров. Опыт прошлого года показывает, что и невесты стали более рационально подходить к планированию. В марте-апреле 2016 я представлю свадебную коллекцию. Также я переформатирую географию моего бизнеса. Российский рынок накрылся, я с вниманием смотрю в сторону Казахстана и Европы.


Григорий Семенчук, Львов, поэт, вокалист группы Drumтиатр, глава творческого совета ”Диалог”

В 2015 события развивались так интенсивно, что по прошествии месяца мне казалось — уже прошел год. 2015 был для Украины сложным, но не без позитивных моментов. Для меня таким моментом стал новый статус Львова как литературного города ЮНЕСКО.

Лично для меня это был большой четырехлетний проект. Мы, честно говоря, не верили, что сможем это сделать. Львов один из немногих городов на постсоветском пространстве, которому удалось этого добиться. Теперь эйфория победы проходит и нужно начинать работать, в 2016 мы должны оправдать этот статус. В 2015, например, я запустил во Львове проект — Месяц авторских чтений, который проходит одновременно в пяти городах Европы — Брно, Острава, Кошице, Вроцлав и с 2015 — во Львове. Но таких фестивалей должно становится все больше. Одним словом — нам еще много предстоит сделать для развития чтения и для развития культуры во Львове.

Вся эта история началась 4 года назад. Мы завязали партнерские отношения с Краковом и с Краковским фестивальным бюро. В 2012 году меня пригласили на конференцию претендентов и уже получивших статус городов литературы ЮНЕСКО. Там я познакомился с представителями городов, которые тогда не имели этого статуса — Гейдельберга, Праги. Там же я познакомился с Марьей Унт, которая добивалась этого статуса для Тарту. В 2015 году Тарту тоже стал городом литературы ЮНЕСКО.

Я помнил, что объявление результатов состоится 12 декабря. В этот день я находился во Вроцлаве. Отошел от компьютера на 15 минут, и вдруг мне начали звонить люди из Эдинбурга, из Кракова, Вроцлава и поздравлять. Я поверил, что мы-таки сделали это, только, когда своими глазами увидел объявление на сайте ЮНЕСКО. В тот момент я, наверное, выглядел комично, у меня тряслись руки от радости, я не мог говорить. Наверное, это естественно, когда 4 года жизни отдаешь одной цели и наконец ее достигаешь.

В 2015 я покинул позицию программного директора Львовского международного литературного фестиваля в рамках Форума издателей и стал главой художественного совета структуры ”Диалог”. Эта структура была организована более чем 30 культурными учреждениями во Львове. Первый проект этой структуры — презентация Львова во Вроцлаве, который в 2016 назначен европейской столицей культуры.

Мы проведем там месяц Львова и месяц Украины. Будем презентовать и кино, и музыку, и визуальное искусства и многое другое. Мы активно готовимся, выпускаем две поэтические антологии — украино-польскую и украино-английскую. Туда войдет современная украинская поэзия, написанная после Майдана, в переводе на польский и английский языки.

Как глава художественного совета ”Диалог”, как человек, который теперь представляет не только литературную среду Львова, но и культуру в целом, буду стараться лоббировать некоторые вещи на уровне городского совета и развивать коммуникацию между разными культурными сферами. Сейчас на повестке дня — программа поддержки чтения. Это очень важный проект. Это комплексное промо чтения — и программы для школьников, и создание новых медиатек, и улучшение состояния городских уже существующих библиотек, создание литературных премий, основание резиденций во Львове и много других вещей. Это программа создания культурной инфраструктуры в городе.

2015 был также годом выхода моего второго поэтического сборника ”MORE віршів і пісень” ("Видавництво Старого Лева"). Было приятно побывать на презентациях в разных городах и на разных фестивалях. Моя предыдущая книга вышла в 2012 и я уже соскучился по этому ощущению.

Наш музыкальный проект Drumтиатр в 2015 отметил пятилетие. Я вокалист этой группы, пишу электронную музыку. Юрко Издрык (украинский прозаик и поэт) — наш второй вокалист и есть еще барабанщик. В 2016 году мы с Drumтиатром планируем международный тур. На всех украинских фестивалях мы уже сыграли. Поскольку мы — группа логоцентричная, будет интересно увидеть, как нашу музыку воспримут в странах, где люди не говорят по-украински. Это буде своего рода эксперимент.


Наталья Курдюкова, Харьков, руководитель ”Харьковского Кризисного Инфоцентра” и видеопроекта ”НАКИПЕЛО”

”Харьковский Кризисный Инфоцентр”, основанный в марте 2014 года и созданный на его базе медиапроект гражданской журналистики ”НАКИПЕЛО” приняли решение объединиться в один бренд. ХАКИ — это площадка для брифингов пресс- и круглых столов.

У нас есть свой сайт и есть газета ”Форум”. ”НАКИПЕЛО” — это видеопроект на Youtube, в котором изначально, когда в Харькове в начале 2014 года была очень напряженная обстановка, и за пределами региона многие считали, что здесь уже ХНР, мы показывали мнения разных харьковчан о событиях, старались максимально отображать городскую ситуацию и события в зоне военного конфликта на Донбассе.

На самом деле, по роликам ”НАКИПЕЛО”, начиная с первых выпусков можно составить полную картину происходящих в регионе событий, начиная с марта 2014. Мы — ХАКИ, ”НАКИПЕЛО” и газета "Форум" — по сути одна команда, которая делает несколько важных, как нам кажется, вещей. Теперь мы будем называться Мультимедиацентр ”НАКИПЕЛО”. Наш план на 2016 — плавный ребрендинг.

Самое важное, что случилось с нами в 2015 — мы очень много учились разным вещам. У нас было много нового профессиональный опыта. В Украине сложная ситуация с локальными СМИ. Независимых СМИ в регионах практически нет. Мы запустили 8-полосную газету для Харькова и области, которая, пожалуй, единственная, или одна из немногих независимых источников информации. Нас не финансируют политические силы или бизнес-структуры. ”Форум” стал единственным независимым источником информации, особенно в области, где можно узнать о реформах. Они проходят сложно, они вроде есть, но никто о них не знает. Мы продлили грант и с января выпускаем 12-типолосную газету. Мы также планируем развивать проект дальше и делать интернет-телевидение и радио ”НАКИПЕЛО”. Это в наших планах на 2016.

Общественность в Харькове сыграла ключевую роль в последние два года, поэтому мы своей главной задачей видим информационную поддержку и продвижение общественных инициатив. Мы поставили перед собой задачу писать в первую очередь об этом.

Важным событием для нашей команды была поездка на ”Львовский медиафорум” в мае 2015. О нас узнали, мы завязали много новых контактов. После форума у нас стартовало несколько новых проектов, например, сотрудничество с Deutsche Welle.

Последние два года в Украине изменили нас на 180 градусов. Назад пути нет. Как бы не старались нас убедить разные силы, что прежние порядки возвращаются, это не так. Мы вышли на новый виток. Я это чувствую и вижу даже на эмоциональном уровне. Во-первых, мы стали ближе друг другу. Мы стали чуткими к проблемам других людей. Война нас изменила. И теперь наши новые качества уже не будут зацикливаться на войне. Если нужно помочь кому-то мы уже не думаем, надо нам это или нет — выгодно-невыгодно. Мы просто это делаем и все. Мы почувствовали вкус помощи друг другу, это затягивает. Волонтерское движение круто изменило людей в Украине. Теперь мы понимаем, что от нас не убудет и ничего страшного с нами не случится, если мы будем искренне помогать нуждающимся. Это сумасшедший социальный опыт для страны.


Иван Костроба, ведущий утреннего блока новостей канала ”112 Украина”

Один мой друг, несколько лет не бывавший в Украине и приехавший недавно в Киев из Америки, сказал мне, что увидел здесь много потухших глаз. Скорее всего, он прав. Но я уверен, что терять оптимизм нельзя.

В моем окружении большинство людей понимают, что нужно держаться, не терять оптимизм. У меня все прекрасно — двое детей, любимая жена, любимая работа, у жены любимая работа, дом, все живы и здоровы. Да, есть много нюансов — гривна обесценилась, денег стало меньше и это существенно портит нам жизнь. Но я не буду унывать из-за того, что не поеду в этом году кататься на лыжах в Австрию, а поеду в украинские Карпаты. Развивать украинские курорты — тоже важное дело.

Я — крымчанин по происхождению, поэтому мои мысли в 2015 часто обращались к Крыму. Люди сделали свой выбор. Об этом я могу судить по сообщениям моих друзей детства и юности в соцсетях. Они со всем согласны и готовы терпеть, но жить в России, лишь бы не в Украине. Не знаю, что с ними случилось за те годы, что я живу в Киеве.

Во времена нашей юности они были настроены по-другому. Когда мы вместе учились и заканчивали Университет в Симферополе такой ненависти к Украине у моих друзей не было. Какой-то процесс там, видимо все-таки шел. В 2014 и 2015 всем пришлось сделать выбор. Одни уехали, оставив все. Другие остались. Среди оставшихся есть и те, кто поддерживает Украину, но они сейчас не высовываются. Это небезопасно, что мы видим на примере крымских татар.

Я бы ни за что не хотел оказаться на месте людей в Крыму и делать сложный выбор, который пришлось сделать им. Я не злорадствую, например, когда читаю историю о владельце Ялтинского зоопарка, который с восторгом приветствовал Русскую весну в Крыму, а теперь его прессуют. Ему пришлось закрыть свой знаменитый зоопарк, многие животные погибли. Ничего радостного я здесь не вижу. Я не всех крымчан понимаю, но злобы и злорадства я не чувствую. Наверное, потому, что я родился в Симферополе закончил школу, университет. Я учился археологии, с раскопками изъездил весь Крым — Чуфут-Кале, Мангуп, Херсонес. Позже я поступил в театральный институт в Киеве и с тех пор живу здесь.

Наш канал ”112 Украина” — один из самых активных в стране. Мы информируем о том, что происходит в зоне АТО. У насесть свой офис и студия в Брюсселе. В нашей киевской студии много гостей — экспертов, политиков. Наши рейтинги растут, значит, мы работаем не зря. Нас смотрят в основном в столице, но мы активно завоевываем зрителей в регионах.

Я работаю в утреннем эфире — это значит, что нужно быть в форме к пяти утра и хорошо выглядеть на экране, быть здоровым. Я нашел свой способ здоровой жизни — я бегаю 4 года, участвую в марафонах. Сначала я бегал один, в любое время года, в любую погоду. На меня соседи по району смотрели, как на сумасшедшего. Но уже привыкли. Сейчас мне, шлепающему по снегу в кроссовках уже не удивляются. Со временем у меня появились единомышленники. Я пробежал марафоны в Киеве, в Риге, в Кошице. Сейчас готовлюсь к марафону в Страсбурге и надеюсь осенью пробежать марафон в Таллинне. Мне интересно бегать в городах. Когда бежишь, видишь те места, которые с семьей не обойдешь пешком. Так лучше чувствуешь атмосферу города, видишь не туристические, не фасадные районы.

Я пришел в любительский спорт сознательно и в зрелом возрасте. Идеалами для меня являются люди 65-75 лет, которые бегают так, что я в свои 37 не могу их догнать. Планирую, поддерживать тело и дух в такой в форме, чтобы в их возрасте бегать не хуже.


Маша Снегирева, владелица компании по производству открыток MIRABELLA POSTCARDS

Начало 2015 запомнилось резким обвалом национальной валюты. Поскольку главные три вещи в моей жизни это — мой бизнес, путешествия и отношения с мужчиной, первые две резко стали хромать на одну, а то и на две ноги. Все стало стоить в два раза дороже. И казалось, что жизнь остановилась. Даже дышать не хотелось. Я перешла в режим сохранения энергии. Лучше не ездить, не работать, не печатать.

Жить в таком режиме было очень грустно. Бойфренд обнял меня, погладил по голове, сказал: "Все будет хорошо!". И отправился в поход. На месяц. Без меня.

У меня стало не получаться все: перестали приходить новые идеи, платья не подходить по размеру, кино казаться скучным, еда невкусной. В голове в ритме кукушки звенело "ни о чем, ни о чем". К тому же в моем родном Донецке, где по-прежнему живут мои родители, война (без особых причин) была в самом разгаре. Я провалилась в глубокую депрессию.

В жизни есть такое правило, если есть вопрос, значит есть на него и ответ. И он пришел. Я попала на ребефинг. Это дыхательная методика психологической коррекции. Не буду в подробностях рассказывать о том, что это. Скажу только то, что это сработало. Все ответы пришли.

Я поняла, что у меня прекрасная жизнь! Интересная работа, отличный парень. Пока я посещала занятия, должники отдали долги, появились новые заказчики, нашлась новая типография, где оставались запасы картона по прошлогоднему курсу евро. Через пару дней авиакомпания объявила акцию, и мы смогли купить билеты в Лондон по бросовым ценам. А затем и в город мечты — Санкт-Петербург, а затем и в Стамбул, чтобы отметить день рождения — мое 30-летие.

Потом нашелся просторный офис, куда мы переехали за пару дней. Волшебство? Возможно. Но после всех этих событий я поняла: если тебе плохо — это неправильно. А все и всегда получается гладко только у того, кто стоит на месте и ничего не делает!

В 2016 году очень хочется делать все честно. Сейчас очень важно, чтобы каждый делал свой отдельный участок работы хорошо. Тогда каждый сможет развиваться и идти дальше. Я активно продолжаю ходить на курсы (каллиграфия, акварель), чтоб открытки были еще ярче. В этом году после отпуска мы уже нашли новое, более выгодное производство, а значит скоро появятся и новые продукты. Стараемся максимально все автоматизировать.

Единственное, что все время фоном звучит в голове — это ”А как же Донецк? А что же дальше? А как же видеться с родителями”. Эти мысли съедают кучу энергии. Сложно что-то говорить или планировать, единственное, что нам остается — это молиться, чтобы все стало на свои места.

Поделиться
Комментарии