Мало того, она, по моим наблюдениям, ухудшается с каждым днём. Кроме тех проблем, которые были и раньше и в течение этого времени никуда не делись, появилось множество новых. Атмосфера во многих школах становится гнетущей и многим ситуация видится почти безнадежной. И отказ правительства Эстонской республики поддержать русский язык преподавания в гимназиях как основной более светлых красок в ситуацию не добавил. Ученики страдают, страдают и получаемые ими знания. В школе это очень хорошо чувствуется и вызывает очень большой страх.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на решении по-настоящему острых и актуальных проблем, которые есть не только у русских школ (нехватка учителей, недостаточно хорошая материальная обеспеченность части учебных заведений, организация школьного питания, надлежащее исполнение Закона о школе учителями, родителями и учениками, мотивация к хорошей учебе), государство создает для учеников и учителей новые препятствия. И, кроме этого, представляет в СМИ русскоязычные школы как "противников", "врагов", "бунтарей" и "одурманенных кремлевской пропагандой". Заявления, что ученики и родители отдельных русскоязычных школ "не хотят учить эстонский язык", "не ценят эстонскую культуру", "не уважают эстонцев", между прочим, очень сильно искажают настоящие цели тех, кто захотел воспользоваться законным правом получения образования на родном языке.

В школах чувствуется напряженная атмосфера и негативный настрой у педагогов и учеников. Многим в русских школах кажется, что на них уже поставили крест — и они не хотят смотреть в будущее. Некоторые учителя поговаривают о смене профессии или о переходе на частные уроки, а неоправданно низкие зарплаты только еще больше вызывают такие желания. Настроение и активность в школах падает, так как у людей нет желания проявлять инициативу, они осознают всю безысходность, в меру сил борясь со своими личными проблемами. Все это в целом сказывается на жизни в школе: работать и учиться, когда ты постоянно думаешь об этом безысходности, доставляет мало удовольствия. Раньше я ходил в школу с огромным удовольствием, а теперь, чувствуя охвативший всех страх безысходности, хожу потому что "надо".

Хочу заметить, что сейчас в республике почти не осталось тех, кто считает эстонский язык никому не нужным. Эстонский язык в русскоязычных школах изучается по 4-5 часов в неделю, и школы готовы работать над методикой преподавания языка, но вероятность понижения общего образовательного уровня сейчас, как никогда ранее, весьма высока.

Кроме того, далеко не во всех школах есть возможность для осуществления качественного перехода, и руководство многих школ, которые заявляют о готовности, по моему мнению и мнению тех, с кем мне удалось на эту тему переговорить, очень сильно искажают ситуацию. Можно ли согласиться с такими заявлениями, если ученики этих школ, выходя из кабинета, уходят совершенно без знаний? Тот факт, что ученики не понимают, что говорит учитель, также влияет и на дисциплину. Хватит ли у вас сил просидеть 45 минут и пытаться понять, что вам пытается донести учитель, если ваше владение языком еще желает оставлять лучшего? А хочу напомнить, что к 9 классу мы сдаем на категорию В1 — а это далеко не свободное владение языком. А если этот ученик не с врожденной тягой к знаниям? И таких, к сожалению, большинство.

Я могу честно сказать, что такие уроки превращаются в бесполезную трату времени, и я понимаю тех, кто их прогуливает. Нет — я их не оправдываю, но понимаю, так как сам иногда испытываю желание встать и выйти из кабинета. Такое ощущение, что на тех учеников, которые буду обучаться в этих школах в течение ближайших пяти лет, просто махнули рукой. Ведь всем известно, что нет нормальных учебников, нет освоенной методики преподавания в иноязычной среде, нет учителей.

На данном этапе от перехода страдают абсолютно все: педагоги, которые не способны преподавать на эстонском языке на должном уровне; ученики, которые не получают качественного образования; государство, которое в самое ближайшее время получит массу плохо образованных молодых людей. Вижу я и угрозу государственному языку, поскольку тысячи гимназистов усваивают его на примитивном уровне. Для меня очевидно, что педагог, ведущий свой предмет на неграмотном эстонском языке (даже если он его очень старательно учил), будет объяснять материал ученикам, которые сами этот язык знают не очень хорошо, в итоге будет способствовать деградации этого языка. Кто выиграет от этого?

Вместо того, чтобы воспитывать у всех живущих в стране любовь к Эстонии, к ее культуре и языку, вольно или невольно государство собственными руками взращивает у иноязычных жителей ненависть. Все больше учеников в школах начинают относиться к государству негативно, считая, что государство проявляет такими своими действиями негатив к ним.

Никто не любит насилие. Многие учили бы и учат эстонский язык и так, но, когда тебя заставляют, то желание усваивать этот язык пропадает, возникает отторжение. В результате усилий политиков и тех, кто их активно поддерживает, мы можем получить поколение, желающее как можно быстрее покинуть свою страну. Это поколение будет воспринимать негативно все, что связано с Эстонией.

Кстати, последнее утверждение касается не только русских школ. Зайдите в любой гимназический класс и спросите, сколько ребят хочет остаться в будущем в Эстонии. Если подняло руку хотя бы пять-шесть человек, то это значит, что в этом классе еще есть оптимисты. Ни для кого не является секретом, что огромное количество молодежи стремится покинуть страну при первой возможности, а чаще всего — сразу после школы. Многие из них едут получать образование за границу и там же стремятся найти работу и остаться. Те, кто имеет конкретную цель и знания, едут в Россию, США, Германию, Нидерланды, Францию, Швейцарию и в другие страны Европы. А те, кто не особо еще уверены в своих силах и не готовы далеко уезжать далеко от дома, садятся на паром и едут в Финляндию или Швецию, где всегда можно найти хорошо оплачиваемую работу.

При чем здесь школа и школьные проблемы? Да при том, что именно школа, как ничто другое, влияет на желания и устремления человека, на его мировоззрение и отношение к родине. А то, что государство лишает молодежь возможности учиться на родном языке, вызывает у нее еще более сильное желание покинуть это государство. По моему мнению, это одна из глобальных проблем в нашем государстве. И если мы будем отворачиваться от нее, делать вид, что ничего страшного не происходит, то очень скоро мы рискуем убедиться как раз в обратном. Но через несколько лет эту проблему будет решить гораздо труднее, так как решать ее уже будет не с кем.

Хочу добавить в подтверждение всему сказанному пару личных примеров. Два года назад я начал активно заниматься внеклассной деятельностью. У меня было желание улучшить школьную жизнь, развивать активность среди учеников и попытаться вселить чуть больше надежды в людей. Но, начав организовывать мероприятия, предлагая ученикам и учителям поучаствовать в мероприятиях, я увидел то самое "чувство безысходности" — людям ничего не надо! Я увидел, как сказался переход на эстонский язык в моей школе. Со стороны педагогов и администрации все возможное было сделано, но даже их старания не спасли от сильного удара учеников. Нет знаний, нет желания и нет виноватых!

Поделиться
Комментарии