Риторика ненависти, которая звучала вчера на Тоомпеа, пожалуй, знакома каждому — такое можно услышать хоть каждый день где-нибудь возле магазина, торгующего спиртными напитками. Взлети наш уровень жизни хоть до заоблачных высот — все равно найдутся люди, обозленные на всех и вся.

Рыночная экономика подразумевает существование конкуренции. Кто-то приобретает, кто-то теряет. Одни относятся к поражению по-философски, а другие начинают ненавидеть победителей, потому что видят, что победа эта нечестная. И они правы. Проигравших в сегодняшней Эстонии слишком много.

Средний класс в нашей стране развит значительно хуже, чем, например, в Северных странах. Это делает наше общество уязвимым. Выход в экономическом росте (который должны ощутить на сеье все, а не только сильные мира сего), в справедливых налогах, в доступной медицинской помощи, в заботе о пожилых людых и всех, кто нуждается в помощи.

На самом деле, ненависть в нашем обществе нагнетается уже давно. Это началось задолго до того, как на политическую арену Эстонии вышли нынешние лидеры EKRE. Ультра-консерваторы сейча пожинают плоды, того, что сами не сеяли.

В 2007 году решения, принятые правительством Андруса Ансипа, довели до беспорядков на улицах Таллинна. При этом ответственность Ансип переложил на плечи тогдашнего столичного мэра Эдгара Сависаара.

Помню, я говорил с ним непосредственно после событий ”Бронзовой ночи”. Он был шокирован картиной, открывавшейся из окна его кабинета на площади Вабадузе.

Пару дней спустя из Сависаара сделали врага народа и главного виновника беспорядков. И народ — по крайней мере, его часть — поверил.

В 2007-2008 годах я был очень обеспокоен безопасностью Эдгара Сависаара. Ведь в отличие от высокопоставленных госчиновников, охрана таллиннскому мэру была не положена.

Партия реформ и другие силы правого фланга целеноправленно занимались демонизацией многих политиков Центристской партии. Например, председателя горсобрания Михаила Кылварта.

Треть населения Эстонии — русскоязычную его часть — постоянно изображали в качестве какой-то пятой колонны. Людям вдалбливали в головы, что русские несут опасность, что им нельзя доверять. Большая часть политического спектра не сделала ничего, чтобы защитить этих людей.

Конечно, EKRE действует сейчас более брутально, более откровенно и более опасно. Но семена ненависти были посеяны намного раньше.

Такое же политиканство проявила в ходе обсуждения в Рийгикогу соглашения ООН по миграции Партия реформ. Реформисты еще раз продемонстрировали, что главное значение для них имеет власть — не важно, какой ценой.

Накануне вечером после записи одной из телепередач мы обсуждали с ее участниками, как произошедший в понедельник безобразный инцидент на Тоомпеа отразится на рейтинге EKRE. Я высказал мнение, что рейтинг не упадет, а, скорее всего, повысится. Они же крутые, их показывают по телевизору. Значительная часть их сторонников и сами не прочь надавать ”красным” тумаков. Они не осознают, в чем проблема. Чем больше о них говорят, тем выше поднимается рейтинг EKRE.

На избирателей других партий подобные происшествия оказывают отталкивающее действие. В результате они слышать ничего не хотят о политике и не идут голосовать. Но сторонники EKRE — будьте уверены — придут на избирательные участки, как штык.

Темный туман с коричневым оттенком окутывает Эстонию. Вопрос в том, можно ли еще что-то сделать, чтобы его рассеять.

Что делать?

Справиться с нагнетанием ненависти и истерии нельзя с помощью ненависти и истерии. Паника не поможет.

Надо сохранять спокойствие.

Бороться с раздуванием ненависти можно лишь с помощью стремления к взаимопониманию и мирному решению всех проблем.

Все должны приложить усилия к тому, чтобы в течение оставшихся до выборов 100 дней на повестке дня стояли не те темы, которые милы EKRE, а вопросы экономики, здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения, образования, инфотехнологий, безопасности и международной политики.

Эти вопросы популистам не по вкусу, поскольку у них нет ни одной идеи, как сделать жизнь в Эстонии лучше.

Наша задача — доказать людям, что популизм — не выход и предложить здоровую, сильную и заслуживающую доверия альтернативу.

Поделиться
Комментарии