Так же обстоят дела и с представительной демократией, будь то на государственном или местном уровне. Торт с кремом предлагается властями предержащими с уверенностью в том, что составляемое раз в четыре года ”меню от шеф-повара” естественно верно, и нет смысла что-либо в нем менять до следующих выборов. То есть такую демократию можно сравнить с незамысловатой кухней, где четверг — рыбный день, по воскресеньям дают блины, а с утра — обязательно кашу.

Демократия участия же отличается тем, что каждый день, когда народ собирается за столом, то все вместе решают, что есть сегодня, что завтра, на что есть деньги и кто сегодня кашеварит.

По своей сути к кухне ближе всего именно местное самоуправление, поэтому именно здесь лучше всего работают разные варианты демократии участия. Взять хотя бы вовлекающий процесс составления бюджета, где, к примеру, у города Таллинна, как у любого субъекта власти, имеется четкий круг обязанностей, которые он должен выполнять. Обязанности эти проистекают из закона, и возможность выбора в их выполнении фактически отсутствует, не считая самого стиля выполнения и хода процесса.

В то же время у Таллинна есть масса средств, которые местное самоуправление распределяет по собственному усмотрению. Формально этот выбор делает городское собрание. Во многом такая свобода выбора ограничена политическими договоренностями, поскольку мэрия зависит от распределения сил внутри горсобрания.

Здесь мы и приходим к вовлекающему составлению бюджета — такую практику используют многие города и поселки Европы. Там местные жители вовлечены в принятие решений чаще, чем раз в четыре года. Иными словами, люди сами решают, какая инвестиция лучше всего служит интересам их поселка, района или всего города.

К примеру, город выделяет району 100 тысяч евро и дает время в порядке народной инициативы предложить, что сделать на эти деньги. Сконструировать ли большую детскую площадку или разбить модный парк? Построить в районе свой небольшой дом культуры или сделать что-то другое, не менее важное?

Здесь главное, чтобы предложения поступали непосредственно от жителей, а не от политиков. Проводимое среди проживающих в районе людей голосование, в конце концов, определит, какой объект будет выстроен за данную сумму из бюджета. Ведь самому потом будет приятно показывать друзьям и знакомым — мол, смотрите, вот это здание, площадь или что-то еще построено по моему предложению и с моей поддержкой.

Развитию демократии участия также помогло бы существенное увеличение независимости столичных районов. Ведь даже самый маленький район Таллинна — Пирита — в 10 раз больше среднего самоуправления Эстонии.

В Эстонии годами говорится о необходимости административной реформы. Таллинну она тоже нужна, хотя и в несколько иной форме. Каждый район со своими людьми, различиями и историей заслуживает индивидуального подхода. Сегодня деятельность столичной мэрии и горсобрания крайне централизована — вероятно, как по прагматическим, так и по политическим соображениям. Если мы будем демократическим путем избирать наряду с городским собранием также районные административные советы, то им нужно дать право принимать решения, а не только высказывать свое мнение. Это право необходимо им, в первую очередь, в сфере детальных планировок и инвестиций, которые прямо влияют на территорию и жителей района.

Типичный ответ среднего бюрократа Эстонии на это предложение будет таким: ни район, ни его административный совет или жители не видят целостной общегородской картины, вследствие чего неспособны делать адекватные шаги. Или же не умеют принимать в нужной степени политические решения. Ведь чем дальше от центрального аппарата, тем доморощеннее становятся решения.

И здесь в игру вступают ответственные политики, которые должны уметь и понять, и объяснить, принятие каких решений полезно для района, как они находятся в равновесии с целостной городской картиной.

Понятно, что данный процесс вместе с переговорами — неудобный и требующий времени, вследствие чего гораздо проще оставаться на кухне представительской демократии, где решения — чисто политические, а полезное питание не особенно в моде. Однако я — сторонник пути более сложного, но реально вовлекающего людей в процесс принятия решений.

Кроме того, я хотел бы предоставить местным жителям полномочия утверждать в должности районного старейшину и звать в районные комиссии в качестве экспертов с правом голоса представителей местных районных обществ.

Вероятно, так в рутинное приготовление пищи удастся внести разнообразие, и управление районом или городом больше не будет приятным и безопасным процессом, а станет регулярными хлопотами и борьбой с активными подпечниками, постоянно стремящимися выхватить поварешку из рук. Надеюсь, и у вас появились мысли на этот счет, а также проснулся аппетит к новым и модным рецептам демократии. Приятного аппетита!

Поделиться
Комментарии