Представление книги Игоря Розенфельда "Эстония до и после "бронзовой ночи" стало примечательным событием в условиях явного дефицита исследований, которые помогли бы составить представление о последних трендах развития нашего общества. Сам автор на презентации книги в Центре русской культуры также подчеркнул, что обществоведы в каком-то смысле в долгу перед политиками. Политики действуют по своему наитию, в то время как обществоведы зачастую просто не успевают за быстро развивающейся политической ситуацией.

Цитируя Гегеля — "Сова Минервы вылетает в сумерки", Розенфельд заметил: "Сумерки в Эстонии уже наступили, а совы богини мудрости пока не видно". В частности потому, что общественная теория в век бурного развития явно отстает от практики. В Эстонии это особенно заметно в жизни русской общины, потому что и так достаточно тонкий слой русской гуманитарной интеллигенции за годы независимости практически сошел на нет.

Обсуждение книги заставило вспомнить многие парадоксы истории Эстонии последних лет. Рафик Григорян вспомнил интересный момент 1988 года, когда студентов в Тарту разгоняли милиционеры с собаками. В этот момент "в подвале" (по выражению Григоряна) сидел инструктор Тартуского райкома Андрус Ансип, которого не без оснований обвиняют в разгоне этой студенческой демонстрации. Впрочем, сам нынешний премьер утверждает, что никакого отношения к разгону демонстрации не имел, так как в это время пил чай у тещи. Через двадцать лет бывший коммунистический номенклатурщик стал ключевой фигурой нового противостояния власти и народа в апреле 2007 года.

Профессор Ханон Барабанер отметил своевременность выхода книги Розенфельда в связи с утверждениями некоторых эстонских политиков, что в неэстонской среде нет интеллектуальных лидеров, с которыми можно обсуждать политические проблемы. Евгений Голиков в своем выступлении также подчеркнул тот факт, что эстонское государство по своей собственной вине потеряло контакт с третью населения, фактически уничтожая русскую интеллигенцию. Депутат Рийгикогу Владимир Вельман добавил, что русские политики в Эстонии не так амбициозны, и хотят сохранить хотя бы относительное равновесие в обществе. Многие эстонцы не совсем понимают, что этому равновесию они обязаны именно русским людям. "Но мы не спешим. У нас за плечами вековые традиции, мы подождем", — заявил депутат.

Вельман отметил, что нынешняя политическая элита Эстонии откровенно замалчивает тот факт, что в обретении независимости огромную роль сыграли именно русскоязычные жители. Не случайно август 1991 года вспоминают в Эстонии гораздо реже и далеко не с той помпой, как далекие времена Освободительной войны и появления первой Эстонской республики.

Книга Розенфельда представляет из себя попытку реконструкции событий с левоцентристской точки зрения. Собственно говоря, автор ничуть этого не скрывает, и в подзаголовке книги так и обозначено: "Эстония 1991-2009. Левоцентристский взгляд". По версии Розенфельда, вся история второй Эстонской республики, которая в конце концов привела к событиям апреля 2007 года, стала результатом реализации правого неоконсервативного проекта, который был с успехом имплантирован практически во всех посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы.

Книга основана на огромной базе источников — от академических работ до статей в СМИ. Наши недостатки являются продолжением наших достоинств, и в какой-то мере можно говорить о затруднении в чтении текста со множеством внутритекстовых ссылок на источники. Но, с другой стороны, следование старой академической традиции выгодно отличает эту работу от псевдоисторической макулатуры, так расплодившейся в последнее время.

Работа Игоря Розенфельда является своего рода данью памяти Рему Наумовичу Блюму — одному из самых оригинальных мыслителей конца ХХ века, сейчас незаслуженно забытому. В тартуском философском кружке Блюма участвовали люди самых разных мировоззрений. Достаточно упомянуть Марью Лауристин и Джохара Дудаева. Главным достоинством кружка была смелость в обсуждении любой общественной тематики и уважение к оппоненту.

Сейчас, когда воинствующий антиинтеллектуализм вновь становится весьма популярным, хотелось бы напомнить, к чему он привел хотя бы в исполнении неудавшегося юриста Владимира Ульянова (Ленина). Россия на какое-то время превратилась в абсурдное государство, "Степаниду Властьевну", которая упорно уничтожала самых талантливых представителей научной и творческой интеллигенции.

Что же касается Эстонии, то у нас, как и в других посткоммунистических странах, победивший "правый проект" стал, по сути, тормозом общественного развития. И книга Розенфельда является хорошо аргументированным доказательством тупиковости этого проекта.

Поделиться
Комментарии