Хельве, недавно вы говорили, что в таллиннских квартирных товариществах царит страх и хаос. Неужели все, действительно, настолько драматично?

Ко мне, как к члену городского собрания, обращались многие председатели квартирных товариществ с беспокойством о том, что люди рискуют потерять свои квартиры. Поначалу я не могла понять, как можно остаться без своего жилья, если ты заплатил за воду, канализацию, отопление, вывоз мусора и так далее… Оказывается, можно. Новые члены правления квартирного товарищества могут взять, например, на имя КТ огромные долги, которые выплачивать в итоге приходится квартирособственникам. В случае если денег не хватает, возникает задолженность и квартира быстро выставляется на продажу — так и лишаются люди статуса владельца.

С начала этого года же действует закон о квартирной собственности и квартирном товариществе. Разве он как раз не решает эти проблемы?

Не совсем… Кажется, что законодатели недостаточно просчитали ситуацию и не смогли оценить риски злоупотребления слабыми местами в законе. Если в первый раз на собрании КТ не было кворума, то на втором собрании очень просто укомплектовать правление товарищества чужими людьми, так как на втором собрании уже неважно число участников — достаточно лишь одного квартировладельца. Здесь на арену выходят так называемые ”добровольные помощники” (люди, которые не живут в этом доме). С их помощью действующее правление отзывается, а из ”помощников” выбираются новые члены правления. С юридической стороны всё корректно — у членов правления не обязательно должны быть личные связи с этим конкретным товариществом.

Мне слабо верится в то, что члены правления, не имеющие собственности в товариществе, будут действовать в его интересах из хороших побуждений. Хорошо, если я ошибаюсь. Как мы знаем, правление представляет товарищество во всех сделках, для решения повседневных экономических вопросов нет необходимости в решении общего собрания.

А почему же тогда владельцы квартир не участвуют в собраниях, почему в правление выбирают не собственников жилья?

Действительно, член правления должен старательно выполнять обязательства. Он освобождается от ответственности в случае, если докажет, что выполнил обязательства с должным усердием. Не нужно быть юристом, чтобы понять значение ответственности.

Я считаю, что инициаторы закона о квартирной собственности и квартирном товариществе недостаточно предусмотрели и правильно оценили риски злоупотребления слабыми местами в законе. Самый большой фактор риска в том, что для повторного собрания неважно количество участвующих квартировладельцев. В то же время на общих собраниях решаются самые важные вопросы товарищества — всё, что связано с уставом, утверждение годового отчёта, экономическая программа, выборы членов правления и самое главное — выполнение обязательств, касающихся в первую очередь займов.

Чего вы ожидаете в среду от дискуссии за круглым столом?

Понятно, что описанная мною проблема не единственная. Я хочу получить наиболее широкое представление о нынешней ситуации в КТ: каковы самые серьезные проблемы и где узкие места. Потом нужно будет приступить к поиску решения. Некоторые идеи у нас уже есть — их мы тоже обсудим. Наша главная цель — выслушать людей.

Круглый стол, посвященный проблемам таллиннских квартирных товариществ, состоится 5 декабря в 18:00 в зале Таллиннского городского собрания.Для участия нужно заранее зарегистрироваться по адресу: joosep.vimm@tallinn.ee. Контактный телефон: 53 305 007 (Кирилл Клаус).

Поделиться
Комментарии