Это является положительной стороной открытого рынка авиации (открытием единого рынка авиации считается 1997 год). Положительной потому, что более половины внутренних рейсов на рынке находятся в руках разнообразных, успешных, авиакомпаний с бизнес-моделями. Их можно назвать дешевыми авиакомпаниями, но более правильно было бы назвать их фирмами, предлагающими услуги по минимальным ценам, потому что сегодня они далеко не всегда являются при этом дешевыми. Их бизнес-модели работают, и они создают для людей дополнительные возможности путешествовать. Многие старые компании задерживают дыхание. Для того, чтобы старые компании смогли адаптироваться к новой ситуации, были установлены определенные правила, чтобы им помочь. Государственную помощь можно выдать один раз в десять лет в соответствии с очень четким планом реструктуризации. Тогда, когда это имеет смысл. Всевозможными методами взбодрить старые фирмы также пытаются и по политическим причинам, в первую очередь с помощью государственной помощи в разных форматах.

В январе 2013 года Департамент конкуренции Еврокомиссии начал расследование того, соответствовала ли поддержка Estonian Air правительством Эстонии принципам честной конкуренции. Правительство сделало три вливания капитала (общей суммой на 57,2 миллиона евро) и в конце выделило еще и кредит на 8,3 миллиона евро. Первоначальная оценка комиссии по конкуренции была следующей: правила честной конкуренции были нарушены, и выдача государственной помощи была необоснованной. Но правительству Эстонии и Estonian Air дали возможность отстоять свои точки зрения. Несколько раз были представлены новые планы реструктуризации, которые комиссия внимательно изучила. Этим и было частично вызвано долгое время до окончательного принятия решения. Департамент транспорта комиссии был в общих чертах в курсе дела, но влияние на решения по конкуренции являются не только плохим тоном, но это еще и наказуемо. Если честно, то во время всех обсуждений, в которых приняли участие я и мои ближайшие коллеги, не проскакивало ни одного луча надежды.

Что же будет дальше? Это в первую очередь должно высказать правительство. Если создадут новую авиакомпанию, то я хотел бы быть полностью уверен, что все законно и отвечает условиям честной конкуренции. Чтобы не появилось где-то какое-нибудь «но», которое положит конец всей схеме. Это случается часто. И когда новая компания будет успешно создана по правилам, тогда покажет время, выдержит ли эта модель в экономическом плане. Чтобы через пару лет план не начал трещать по швам, и мы бы снова не столкнулись с текущей ситуацией.

Авиационное сообщение, конечно же, очень необходимо. Без него остаешься действительно где-то в дальнем захолустье. Жаль, что до создания единой авиакомпании трех балтийских стран до сих пор дело не дошло. В модели SAS (Scandinavian Airlines) могут быть полезные элементы.

Поделиться
Комментарии