Продолжил я этноэкономические наблюдения уже в Москве периода, как теперь называют, застоя. Были не только бытовой и врожденный антисемитизм, но и все ”дружили” против приезжих из голодных провинций с сумками и мешками (понаехали тут!) и лиц кавказской национальности (тогда еще просто ”грузин”) с гвоздиками и помидорами на рынках. Рязанских и тамбовских не любили за тотальное опустошение магазинов до конца рабочего времени и огромные очереди, а ”грузинских” торгашей — за то, что те, в отличии от большинства советских граждан, ухитрялись сводить концы с концами. В общем, не любили по экономическим соображениям, хотя "при общем равенстве" делить вроде было нечего.

На Африканском континенте, как сумел убедиться лично, дела обстояли не лучше. Впрочем, там до сих пор местные чернокожие братья обижены на белых сахибов за вывоз рабов. Лучших увезли, выбили цвет нации, уничтожили генофонд, и оставшимся ничего не остается делать, как пребывать в нищете и питаться чем попало.

В Африке бросаются в глаза разноцветные — от элементов таблицы Менделеева — горы, буйная природа, остатки роскошных зданий колониального периода и нищее безынициативное население. Его инициативы хватает лишь на постоянные этнические войны и революции. Один правитель сменяет другого, а народ африканский все пребывает в нищете. Развивать свою экономику в голову не приходит.

В 90-е годы, когда после распада СССР начался массовый исход народов в поисках лучшей жизни, за ”русскими”, как обобщенно их назвали в Израиле, закрепился штамп: мужчины — члены русской мафии (продвинутые израильтяне читали в прессе о разборках и беспределе в перестроечной России), женщины — обязательно путаны, просто потому, что красивые, особенно блондинки. Предвзятое мнение — более чем обидное, ведь отцы-основатели Израиля сплошь и рядом были выходцами из Российской империи, думали по-русски и матерились отменно за рюмкой водки. К тому же вновь прибывшие ”члены русской мафии” имели в кармане блоху на аркане, а мифические ”путаны” отдавались без остатка уборке квартир и производству. Израильские старожилы всерьез ”русских” не воспринимали.

Но "русские" не сдаются! Сначала решили организовать моноэтническую партию. Не помогло. Начали учить ”бусурманский” язык. Учебой не гнушались, проклиная подчас все на свете. Работали как каторжные.

Сегодня весьма уважаемая, очень успешная и влиятельная часть населения Израиля — это ”русские”. Слово община не употребляется. Просто часть общества. Они, эти ”русские”, — и министры, и члены Кнессета, и генеральные директора госкомпаний. Бизнес, особенно в области новейших технологий, немыслим без ”русских”. Именно они создают рабочие места, поддерживают экономический рост в стране.

Предположить, что изменились скудные мозги тех, кто называли "русских" мафиози и жрицами любви, значит, совершить роковую ошибку. Но многие выходцы из России стали успешными и богатыми, поднявшись над левантизмом ненавистников. Экономика отправила в помойку и слепую ненависть, и культурное неприятие, пробила стеклянный потолок ограничений карьерного роста по этническому признаку. Скажу сразу интересующимся, что при всем прогрессе в стране еще остались огромные проблемы, решать которые придется не одному поколению.

В Эстонии я человек новый. Но и новому человеку бросаются в глаза уже набившие оскомину стереотипы. Прежде всего, обилие критики в адрес живущего рядом, возможно, и справедливой, но на фоне полного отсутствия реальных действий.

Под реальными действиями я не подразумеваю создание многочисленных объединений и альянсов по общинному признаку, занимающихся выпуском манифестов и заявлений. Создается впечатление, что ничегонеделание и ухудшение ситуации — это и есть цель некоторых местных активистов, позиционирующих себя как вожди русской общины. Организации же эти занимаются провоцированием проблем и углублением раскола в обществе, провоцируют депрессию и агрессию.

Я призываю не объединяться для взаимных жалоб друг другу на то, как всем плохо, а начать действовать творчески и по-деловому. И думать не над тем, кто из эстонских или русских политиков хуже или еще хуже, а над тем, как начать зарабатывать такие деньги, чтобы даже заклятые враги стояли в очереди с просьбой принять их на работу. Это и будет ”новым эстонским чудом”.

Не сомневаюсь, что получу немало злобных и оскорбительных комментариев в свой адрес. Меня это не смущает. С комментаторами в тундре, Африке, Европе и на других континентах я уже сталкивался.

Поделиться
Комментарии