В годы Освободительной войны (1918-1920) в составе Эстонской армии из русских было сформировано несколько подразделений ротного и батальонного состава. Наиболее боеспособным оказался отдельный Качановский батальон, сформированный в основном из крестьян тогдашней Качановской волости Островского уезда Псковской губернии. Как оказались эти люди, ранее не имевшие никаких контактов с Эстонией, в Эстонской армии и за какие интересы они воевали?

В ходе наступления Эстонской армии на Псков в мае 1919 партизанский батальон Сакала взял с боем деревню Лавры, где и была достигнута эстонская этническая граница, за пределы которой наступать не предполгалось. Оставшиеся в соседних с Лаврами Качановской и Палкинской волостях отряды красных проводили продразверстку и безвозмездную "экспроприацию", отлавливали "буржуев" и "кулаков". Множество же крестьян близлежащих деревень и сел вынуждены были бежать от беспредела красных в окружные леса или дальше — в Лавры, под защиту эстонских штыков.

В ответ на террор красных в лесных массивах стали возникать отряды "зеленых". Наиболее дееспособным, несмотря на плохое вооружение, был именно Качановский партизанский отряд под руководством боевого офицера прапорщика Поворозникова.

В начале июня 1919 командир Качановского отряда договорился с командиром Сакаласких партизан штабс-капитаном Отто Ойдерманном о проведении совместной операции по освобождению Качановской волости от большевиков. 6 июня рано утром сводная рота сакаласцев выдвинулась маршевым порядком на волостной центр Качаново, которое взяли без боя в тот же день — красные узнали о приближении противника и сумели вовремя уйти. Население радостно встретило освободителей: солдат и офицеров угощали сельской едой и самогоном. Участник тех событий А. Лаацарус вспоминал время пребывания в Качаново как самое счастливое за всю Освободительную войну.

Офицеры партизанского батальона Сакала и 3-го пехотного полка в Качановской волости, 1919 год

Так начиналось боевое взаимодействие двух подразделений — качановских и сакаласких партизан, которое успешно продолжалось до сентября 1919 года. К июлю 1919 в ходе боев местного значения партизанский батальон Сакала в тесном взаимодействии с Качановским партизанским отрядом взял под контроль всю Качановскую волость.

Боевые действия в Качановской волости показали, что подразделения партизан смогли в течение нескольких месяцев успешно противостоять численно превосходящему противнику. Этому способствовало налаженное взаимодействие партизанского батальона Сакала и качановских партизан, хорошее знание местности, умелое использование партизанской тактики, высокий боевой дух личного состава и пропорционально слабая мотивация противника.

С занятием новых оборонительных позиций в августе 1919 возникли новые обстоятельства: с потерей родных мест качановцы потеряли материальную и моральную поддержку местного населения, в связи с чем усилилась их зависимость от тылового обеспечения эстонцев.

Летом 1919 в процессе создания Вооруженных Сил Пскова из Качановского и Палкинского партизанского отрядов, а также из перешедших на сторону белых красноармейцев, на Псковском фронте под руководством штаба С.Булак-Балаховича начали формировать 2-ой стрелковый полк.

С оставлением Пскова и потерей инициативы в августе 1919 идея Псковской республики и ее вооруженных сил потеряла актуальность. Командир 2-го полка Цыбульский с группой солдат в сентябре 1919 перешел на службу в Северо-Западную армию, а из остального личного состава было решено сформировать отдельный батальон.

17 сентября 1919 Главнокомандующий Эстонской армии генерал-майор Й. Лайдонер дал приказ на формирование в зоне ответственности 2-ой пехотной дивизии отельного Качановского батальона из тех русских, которые желали сражаться против большевиков под эстонским командованием. В формируемую воинскую часть были сведены качановские и палкинские партизаны, мобилизованные крестьяне Качановской волости, а также некоторые группы солдат русской национальности, преимущественно уроженцы Печорского уезда, служившие в 6-ом и 7-ом пехотных полках Эстонской армии, а также в Сакаласком партизанском батальоне. Практически одновременно с батальоном была сформирована Качановская легкая батарея (4 орудия).

К октябрю 1919 в отдельном Качановском батальоне насчитывалось 5 пехотных рот, хозяйственный взвод, нестроевая команда, пулеметная рота, команда службы связи, команды пеших и конных разведчиков, медицинский околоток и полевая канцелярия. Всего в списках батальона насчитывалось 1068 военнослужащих, из них 21 офицер. С самого начала оружие и боеприпасы качановцам давали эстонцы. Основным оружием были винтовки Арисака, трофейные винтовки Мосина, а также пулеметы Максим и Кольт. В конце октября 1919 качановцы получили эстонское обмундирование и в ноябре первое жалованье в эстонских марках. 2 октября в должность командира батальона вступил капитан Эстонской армии Артур Саусельг.

Из-за сложной боевой обстановки формирование Качановского батальона происходило непосредственно на фронте. В целом до перемирия 3 января 1920 качановцы приняли участие в нескольких боевых операциях 2-ой дивизии. С 25 сентября 1919 — в составе Изборской войсковой группы вместе с сакаласцами, с 7 октября — в наступательной операции совместно с партизанским отрядом Булак-Балаховича в направлении Острова, и с 29 октября при взаимодействии с 3-им пехотным полком на направлении вспомогательного удара в поддержку правофланговой 3 дивизии. За период 1 сентября по 31 декабря 1919 потери Качановского батальона составили по меньшей мере 78 убитых, раненых и без вести пропавших.

После заключения Тартуского мира Качановский батальон был сосредоточен в южной части Печорского уезда, где и была проведена демобилизация личного состава и ликвидация батальона.

По результатам Рижского мира, заключенного между Советской Россией и Латвией 11 августа 1920, часть Островского уезда Псковской губернии, в том числе и Качановская волость, отошла к Латвии. В связи с этим подавляющая часть качановцев после демобилизации ушла в Латвию. Довольно-таки много бывших качановцев осело в Печорском уезде Эстонской Республики. Некоторые из них продолжили службу в вооруженных силах Эстонии или Латвии. Третья группа качановцев оказалась в Советской России. Одни из них ушли в Россию по собственному желанию, другие же были высланы в соответствии с пунктом Тартуского мирного договора.

Социальное и национальное происхождение солдат Качановского батальона было более-менее однородным — русские крестьяне. С ними служили также латыши (минимум 7% от общего состава) и несколько эстонцев. Офицерский состав был менее однородным — русские (59%), латыши (14%), остзейские немцы (11%), а также эстонцы, евреи и один поляк.

Батальон хорошо зарекомендовал себя в боевых действиях Освободительной войны, чему способствовала относительно высокая мотивация личного состава, сражавшегося непосредственно за свою родную землю. 16 качановцев, в том числе и один офицер — младший лейтенант Н.Гурьянов за захват артиллерийской батареи красных, были удостоены высокой награды — эстонского Креста Свободы.

Поделиться
Комментарии