Итак, в нашем государстве есть эстоноязычные школы и школы, где преподавание идет на английском, немецком, французском, иврите. Там пытаются решать спорные вопросы, совершенствовать образовательный процесс и преподавание, изучение языков. И есть такая отдельная проблема: русская школа Эстонии.

Согласно сложившейся традиции и общепринятому мнению политиков, русская школа не в состоянии в полном объеме выполнять свою образовательную функцию. Никто не оспаривает необходимость изучения эстонского языка, но эта школа обязательно должна стать чем-то другим. Ярых сторонников преподавания предметов на эстонском языке совершенно не занимает реальный риск потери знаний по отдельным предметам. Зато их даже вдохновляет тот факт, что эти школы превратились в экспериментальные площадки, изучив опыт работы которых, можно составить подробные отчеты и доказать, что русской молодежи по плечу решить и куда более глобальные задачи. А русские школьники, чье мнение в принципе никого не интересует, вынуждены быть подопытными, испытывать на себе теории политиков и ученых. Русскую школу подталкивают к превращению в центры легкой ранней эстонизации, ведь считается уже почти аксиомой, что образование на русском языке заведомо неконкурентоспособно.

Печаль для меня в том, к каким выводам приходят наиболее активные участники общественных дискуссий. Один из таких договорился до того, что заявил: ”Обучение на русском языке в русской школе является возвращением к советской школе”. Никак не методический уровень педагогов, ни модель и креативность подходов, а именно русский язык!

Известно, что некоторым политикам приходилось говорить с русскими школьниками на английском, а не на эстонском, которому, кстати, отведено гораздо больше часов в школьной программе. Самое смешное, что на эстонском мы уже старательно учимся (многие просто в восхищении, насколько успешно это у них получается!), а общий язык с эстонцами находим, применяя английский.

По сути, признав провал реформы в гимназии, политики и чиновники стали всерьез присматриваться к основной школе. Если за более младших школьников возьмутся те, кто со старшими так толком ничего сделать и не смог, то можно представить, какие головокружительные "успехи" ожидают реформаторов в недалекой перспективе.

Никого особо не смущает, что государство за эти бесплодные ”переходные” годы понесло огромные затраты, освоило не один миллион проектных и фондовых сумм. Никто за эти провалы не будет отвечать — ни кошельком, ни креслом.

А современная молодежь мобильна и способна найти все сама — все, что у нее все эти годы пытаются отнять. Если ее здесь не ждут и закрывают перед ней двери, то она едет за границу, где может сама себе открыть двери для своего развития и нормального будущего. И нам остается лишь наблюдать, как утекают из эстонского государства самые деятельные, предприимчивые и подготовленные. И с каждым человеком, пересекшим границу, перспективы Эстонии становятся еще на один тон мрачнее.

Объединение ученических представительств "Голос учеников" — это некоммерческая организация, в которой состоят 12 русскоязычных школ из Таллинна, Палдиски и Маарду. Целью организации является поддержка и развитие совместной работы УП школ. Подробнее ознакомиться с организацией можно ЗДЕСЬ.

Поделиться
Комментарии